Как звучит капуста: участник проекта «Playtronica» — о музыке из овощей

Виктор Глазунов
Виктор Глазунов

Виктор Глазунов — музыкант, специалист по ритму и перкуссии, участник группы «Бигуди» и барабанщик когда-то популярного местного коллектива «Relanium» — рассказал «Афише Нового Калининграда.Ru» об интересном музыкальном проекте «Playtronica», участники которого всего на пару дней оказались в Калининграде. Как превратить бытовые предметы в музыкальные инструменты, отыграть концерт на кастрюле с водой, стручках фасоли и фикусе, изменить систему музыкального образования и убедиться в том, что в Калининграде нет проблем для развития, выясняла Анастасия Светогор.

 — Одним летом на детском фестивале современного искусства «Архстояние» (крупнейший в Европе и России фестиваль лэнд-арта и ландшафтных арт-объектов — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») в Подмосковье я играл с группой «Бигуди». Тогда я познакомился с Ольгой Максимовой, диджеем OMMA. Она играла вместе с «Playtronica» и познакомила меня с Сашей Пасом, театральным продюсером, который этот проект и придумал. Так мы начали выступать вместе. Сначала для меня всё было дико: я играю на барабанах, а тут какие-то провода, которые нужно подключать к овощам. Потом становилось все интереснее, я понял, что это возможность самовыражения: делаешь инструменты из повседневных вещей и придумываешь, как они зазвучат.

 — «Playtronica» — большой музыкальный проект для детей и взрослых. Мы показываем, как с помощью нехитрых способов, через предметы и формы, выражать себя. Мы обращаемся к внутреннему детскому творческому позыву, который сидит в человеке. Каждый предмет и цвет имеет звук. Например, капуста как-то звучит. Основная идея — сделать современное музыкальное образование практическим: ты выбираешь то, что хочешь, и развиваешь собственный проект, а не пересказываешь базовые материалы. Познание происходит через действие. Когда ты что-то делаешь — понимаешь технологию намного лучше, чем когда слушаешь или читаешь про нее. Академический подход устаревает, особенно когда это касается электронной музыки. В этой сфере нет нормального образования, есть неплохие курсы, но этого мало.

 — Технология игры, которую мы используем, проста. Она стабильно работает и не требует дополнительных элементов: к небольшой плате MaKey MaKey (проект выпускников MIT Media Lab, США — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») при помощи проводов и зажимов подключается любой электропроводящий предмет — что угодно, даже люди, и получается музыкальный инструмент.

 — На плате MaKey MaKey шестнадцать контактов — соответственно, шестнадцать звуков; их можно разделить так: четыре звука — барабаны, четыре — бас, четыре — фиксы или вокал. В такой игре всё ограничивается только воображением. Мы, например, делали большие человеческие синтезаторы, где люди — клавиши, при прикосновении или перестановке которых получаются разные мелодии.

 — Команда «Playtronica» занимаемся чем угодно, но все это соотносится с девизом «Предметы должны звучать». Есть несколько треков, которые мы исполняем, но главное в игре — импровизация. Иногда нужно учитывать свойства предметов, с которыми мы взаимодействуем. Допустим, когда я играю на овощах и фруктах — выбираю те, что побольше, дыни или тыквы — они не катаются по столу. Предмет определяет твою механику движений: не получится играть на арбузе так же, как на цветке, или кукурузе — тактильные свойства другие.

 — В разных городах проходят дни «Playtronica» — мастер-классы, на которых мы рисуем звуки, создаём инсталляции, играем на выдуманных инструментах. Вскоре планируем запустить образовательную программу по саунд-дизайну в Политехническом музее (один из крупнейших научно-технических музеев мира в Москве — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»), чтобы познакомить подростков с видами современной обработки звука и рассмотреть «физику звука». Также мы оформляем музыкальные площадки в других странах. Простые технологии делают нас мобильными: везём с собой только провода и платы. Все остальное находим на месте.

 — Интересных проектов масса. На одной из выставок в «Гараже» (музей современного искусства в Москве — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») звучали стропы, которые мы спускали, как струны, от потолка до пола. Одна струна — часть лучшего произведения композиторов XX века. Каждая из мелодий делилась на шестнадцать частей, и, дотрагиваясь до каждой из строп, можно было скомпоновать новую композицию или собрать аналоговую мелодию целиком.

06.jpg

 — Мы следим за новыми технологиями и пытаемся найти людей, которые будут по максимуму разбираться в деталях. Для всего есть специалисты. Чем дальше, тем больше развивается всё вокруг. Сейчас мы работаем с инженерами над разработкой своей платы. Главное в таком деле — быть открытым и внимательным. Не так давно на «Кикстартере» был представлен интересный проект ребят из Штатов. Они сделали новые датчики для барабанов и вскоре будут рассылать изобретение по миру. Я в сотне первых, кто этот инструмент получит.

 — Не считаю, что саунд-арт-дизайн развивается только вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. Например, в Калининграде есть Даниил Акимов, который делает шикарный фестиваль «Sound around». Даниил привозит крутых ребят из разных стран. У нас хватает энтузиастов. Вот Ларион Дьяков несколько лет назад создал проект «АнтиФон». Здесь ограничения могут быть только в финансовом плане, ведь с музыкальными площадками также нет проблем. Рядом Польша и Литва. Правда, Калининград подвержен московскому влиянию, и я больше не вижу тусовки, как раньше «на Быках» или «фонтане». Это были замечательные сборища людей. Так выросло большое творческое поколение. Вот чего не хватает. Скорее всего, это из-за влияния интернета и социальных сетей.

Текст — Анастасия Светогор, «Новый Калининград.Ru», фотографии предоставлены собеседником

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]