Павел Ситало: «Логистика на железной дороге должна быть комплексной»


Развитие транспортного сообщения в Калининградской области важно не только для региональной экономики, но и для укрепления внешнеэкономических связей страны. При весомой роли морского порта и территориальных особенностях железнодорожный транспорт обеспечивает эксклаву надежную связь с российскими городами и другими странами. Крупнейший частный оператор грузовых вагонов в стране — Первая грузовая компания (ПГК) — видит перспективы более плотного сотрудничества с бизнесом региона. Об этом наш разговор с директором Санкт-Петербургского филиала ПГК Павлом Ситало.


— Павел Григорьевич, сейчас много разговоров об эффективности особой экономической зоны, снижении инвестиционного климата. Как чувствует себя ПГК в Калининградской области? Какие вы видите здесь перспективы?

— Калининградская область — особенный регион. Он отличается не только уникальным расположением, но и широкими возможностями, мощным экономическим потенциалом. Конечно, важное значение имеют транзитное сообщение через территории Белоруссии и Литвы. Именно Калининградская область может обеспечить устойчивую связь между российским рынком и представителями стран Центральной и Восточной Европы. За первое полугодие 2019 года объем перевозок ПГК по Калининградской железной дороге вырос более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 24,4 тысячи тонн, грузооборот — в 3 раза, до 115,8 млн т-км.

— За счет чего такой рост? Какие перевозки были наиболее востребованы?

— Если говорить о структуре, то в первом полугодии лидирует импорт — 63% (15,4 тыс. тонн) от всего объема перевозок. В основном это цветная руда и серное сырье, общий объем погрузки двух номенклатур — 14,8 тыс. тонн.

26% — доля внутрироссийских перевозок. Общий объем погрузки — 6,4 тыс. тонн грузов. Наибольший спрос на железнодорожные перевозки по России наблюдался в сегменте продовольственных товаров (погружено 5,4 тыс. тонн).

Доля экспорта в структуре общего грузопотока ПГК на Калининградской железной дороге (КЖД) — 11%. Погрузка выросла в 1,5 раза, до 2,7 тыс. тонн. Драйвером также стали продовольственные товары — более 2,5 тыс. тонн продукции отправлено в вагонах ПГК из Калининграда в страны Средней Азии — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Азербайджан.

— Грузоперевозки традиционно относятся к высококонкурентной сфере. Что позволяет ПГК не только сохранять, но и наращивать бизнес?

— Раньше мы говорили о качестве сервиса и индивидуальной работе с клиентами. Сегодня этого мало. Мало гибкой тарифной политики, опыта и эффективного управления вагонным парком, хотя все это в комплексе взаимосвязано и является той базой, без которой невозможна работа крупной транспортной компании. Но сегодня на первую позицию выходят технологии.

 

Грузоотправители все активнее начинают пользоваться сервисом «ПГК Онлайн». Это интерактивная система контроля грузовых перевозок в режиме реального времени. В личном кабинете можно отслеживать движение грузов, получать информацию по конкретным вагонам, работать с документами, формировать статистические отчеты, помогающие планировать погрузку.

В этом году мы представили приложение «ПГК Онлайн» для смартфонов — функциональную и удобную мобильную версию личного кабинета. В нем доступны все базовые функции веб-версии, в том числе вкладка с персональной информацией по подходу вагонов и сведениям по погрузке и выгрузке. Здесь можно также следить за динамическим сальдо по договорам, подавать заявки на расчет стоимости перевозок. Таким образом, партнерам проще взаимодействовать с ПГК на любом этапе логистического процесса.

Скачать «ПГК Онлайн» в Play Market

Скачать «ПГК Онлайн» в App Store

Еще один IT-сервис, не имеющий, кстати, аналогов на рынке грузовых железнодорожных перевозок — приложение «Мобильный репортер». Неисправный вагон можно сфотографировать на смартфон и отправить через систему специалисту ПГК, который поможет оперативно решить вопрос.

— Сегодня автомобильный транспорт активно теснит железнодорожников. Машины быстрее, у них нет стольких ограничений, как на железной дороге. Как справляетесь с конкурентами из другой отрасли?

— Мы постоянно работаем над повышением качества сервиса. Среди развивающихся направлений — доставка грузов «от двери до двери» с использованием различных видов транспорта и логистических хабов. ПГК обеспечивает хранение, таможенное оформление, разрабатывает схемы погрузки. Представителям бизнеса удобно работать с одним партнером, а не тратить время на поиск подрядчиков для решения каждой задачи.

Еще в сервисном портфеле ПГК — «логистический консалтинг». Специалисты компании выезжают на территорию заказчика, анализируют работу на его внутренних путях и делают заключение о том, как повысить эффективность. При желании грузовладелец передает нам функции внутризаводской логистики, снижая затраты на перевозку продукции и сокращая издержки на содержание собственного железнодорожного блока. Это освобождает партнера от непрофильных функций и значительно сокращает его транспортные затраты.

— Как крупный перевозчик ПГК в основном ориентируется на большие долгосрочные контракты?

— Мы сотрудничаем не только с крупным бизнесом. Среди наших клиентов есть и небольшие коммерческие компании, предприятия. Каждую перевозку мы отрабатываем по максимуму, стараясь доставить груз качественно и в срок.

— Как ПГК будет развивать бизнес в Калининградской области? Какие у вас планы на будущее?

— Местный рынок располагает к развитию сервиса в рамках международной логистики и транзита. Например, экспедирование в транзитном сообщении через территории РФ и третьи страны, контроль прохождения погранпереходов. Будем работать в этом направлении. Видя высокую деловую активность калининградцев, мы рады предложить услуги не только крупным компаниям, но и среднему, и малому бизнесу.

Информационное сообщение. «Первая грузовая компания»

Критерий ненужности

Оксана Майтакова о том, нужны ли семьи с детьми региональным властям