“Ноу-хау”
Рейтинг “лучших” школ Калининградской области впервые появился в 2008 году. Он стал “ноу-хау” регионального министерства образования. Именно 3 года назад правительство Калининградской области решило отказаться от дополнительных выплат гимназиям и лицеям, которые с 2004 года получили надбавки только благодаря своему статусу “не совсем простых школ”. Вместо этого власти решили распределять деньги между теми учебными заведениями, которые показывают “хорошие результаты качества образования”.
Для определения “лучших” был сформирован список из 30 критериев, основанных на 58 показателях. “При составлении рейтинга учитывались условия, в которых ребенок находится, - не перегружен ли он занятиями, соблюдается ли в школе режим и др., - комментировала в 2008 году калининградское нововведение экс-министр образования региона Наталия Шерри. - Министерство даже учло показатель отсева и притока детей в школы - выяснилось, что многие школы предпочитают отказываться от своих же учеников, которые проучились у них до 9 класса, и набирать в 10-е классы детей из других учебных заведений. Такой показатель может говорить о слабой подготовке в “средней ступени школы”. Также учитывались результаты ЕГЭ, охват горячим питанием, число второгодников и даже наличие в школе “второй смены” - за нее министерство образования снижало школам оценку.
По сумме показателей школы набирали баллы, на основании которой их затем и выстраивали в рейтинг. Он составлялся отдельно для каждой ступени образования - начальной школы (1-5 классы), средней (6-9 классы) и старшей (10-11 классы).
Деньги поровну
Для премирования “лучших” в регионе был создан Фонд стимулирования качества образования, который ежегодно распределял между победителями рейтинга 100 млн рублей. Правда, делить эти деньги правительство решило по аналогии с распределением премий между “самыми эффективными муниципалитетами” - то есть, деньги из Фонда могли получить только первые 25 “лучших” из каждой ступени. Остальным, увы, не доставалось ничего.
Впрочем, в отличие от премий муниципалитетам, премии между школами-победителями распределялись по более понятному принципу. Независимо от того, какое именно место досталось учебному заведению - 25-ое или 1-ое, оно получало единую "подушевую" премию на каждого ученика “победившей” ступени. К примеру, победители прошлогоднего рейтинга получали в среднем по 5,2 тыс рублей на каждого ребенка. “Подушевая” премия умножалась на число учеников, в итоге становился понятен размер суммы, которая полагалась школе. По итогам прошлого учебного года самую маленькую премию - 130,7 тыс рублей - получила Илюшинская средняя школа Нестеровского района. В рейтинг победителей вошла только ее старшая ступень, в которой обучается всего 25 школьников, отсюда и незначительность суммы.
А вот лицею №49 Калининграда в 2010 году досталось 9 млн рублей. Все три ступени образования учебного заведения, в котором некоторое время училась одна из дочерей экс-губернатора Георгия Бооса, попали в первые строки рейтинга. Поскольку в лицее оказалось больше 1,7 тыс учеников, сумма в итоге получилась весьма приличной. Отметим, что все три ступени обучения лицея попадали в рейтинг лучших на протяжении всех лет, что рейтинг существует. И каждый раз лицей получал максимальные премии, поскольку учеников в нем учится больше, чем в любой другой калининградской школе.
Кстати, учебные заведения сами решали, куда тратить деньги Фонда. Директор лицея №49 Людмила Осипова рассказывала, что большую часть премии было решено потратить на выплаты педагогам и гранты отличившимся учителям, четверть суммы - на улучшение материально-технической базы. Также за счет средств из Фонда лицей обеспечил детей бесплатными учебниками, а лучшие учителя получали до 20 тыс рублей прибавки к зарплате ежеквартально.

Первый же рейтинг 2008 года показал удивительный результат - некоторые лицеи оказались за пределами "лучших" - хуже обычных среднеобразовательных школ, а ряд сельских школ опередили калининградские.
В министерстве образования не отрицали, что публикация рейтинга может привести к перераспределению потока учеников, и что родители просто-напросто начнут забирать своих детей из тех школ, которые показали "худший" результат, отдавать в "лучшие". Учитывая, что в Калининградской области последние несколько лет действует система подушевого финансирования, и доходы учебных заведений напрямую зависят от числа учеников, последствия публикации рейтинга для некоторых школ могли быть весьма печальными. Зато в этом случае работал любимый принцип экс-губернатора Георгия Бооса “о конкуренции” как в медицине, так и в образовании - о том, что “человек пойдет туда, где ему дадут более качественную услугу, а за ним в это учреждение пойдут деньги”. “Необходимо, чтобы заказчик на эти образовательные услуги, то есть - получатель услуги, был бы с одной стороны контролером их исполнения, требователем по этим услугам", - заявлял тогда Боос.
Конечно, подобная ситуация подразумевала и большую ответственность за достоверность тех данных, которые представляли школы. В министерстве образования не исключали, что учебное заведение во время подготовки рейтинга могло просто попытаться себя хорошо презентовать. Чтобы исключить вероятность предоставления недостоверных сведений, министерство образования проводило выборочную проверку 10 школ, попавших в число “лучших”. Тех, кто попадался на недостоверности, из рейтинга исключали, приказ об этом публиковался на сайте областного министерства образования, и руководителей таких школ ждало всеобщее порицание.
“После первого объявления рейтингов в рядах директоров школ области произошел раскол, - рассказывала в 2008 году экс-министр образования Наталия Шерри. - Большинство не стали никого обвинять в неудачах, увидели свои проблемы и собрали педагогические коллективы, чтобы проанализировать, что нужно изменить. Но есть группа директоров, которые, не попав в 25 лучших или оказавшись в конце, пытаются найти виноватых. У этих директоров будущего нет”.
Иное мнение
Предсказание Наталии Шерри не сбылось - директор школы №44 Юрий Галанин, который с 2008 года высказывает категорическое несогласие с тем, как формируется рейтинг и распределяются деньги Фонда, до сих пор остается директором школы и даже избран депутатом в областную Думу по одномандатному округу.
“История появления этого рейтинга связана с вполне определенными фактами, - рассказал Галанин корреспонденту “Нового Калининграда.Ru”. - В 2004 году в нашей области вдруг ни с того, ни с сего ввели надбавки лицеям и гимназиям только за их статусы. Но в 2008 году проверка из Москвы заявила, что это - нецелевое использование денег, поэтому надбавки заменили премиями Фонда стимулирования качества”. По словам Галанина, каждый год в число лучших по итогам рейтингов попадают одни и те же учебные заведения - в основном, все те же лицеи и гимназии.
“Обратите внимание - в критериях рейтинга, установленных министерством образования, есть оценка уровня зарплаты учителей, материально-технической базы, - рассказал директор школы. - Естественно, у гимназий и лицеев, которые до этого получали дополнительные средства, уже изначально эти показатели будут лучше. Кроме того, они "вбивают" полученные из Фонда премии в показатель “инвестиции”, за счет чего получают еще больше дополнительных баллов и возможность выбиться в лидеры!”.

По словам Юрия Галанина, он предлагал министерству сделать иную оценку школ, выявлять болевые точки отстающих, и помогать им решать проблемы. “К примеру, у гимназии №40 нет своего спортзала, у школы №48 - нет даже актового зала, но они все равно падают в рейтинг и получают деньги Фонда! - продолжил директор. - Но если бы они хотя бы получали деньги на конкретные цели - к примеру, на строительство тех же залов, Фонд помогал бы решать болевые проблемные точки. Но у нас дошло до того, что школы-победители даже не знают уже, куда им деть эти премии - один из лицеев фонтан собирается строить! А вот калининградская школа №20 закрылась, потому что ей никто так и не помог... ”
Еще один момент, который удручает директора-депутата - проверки министерства образования на предмет достоверности предоставления сведений. "Ну, ошибся кто-то, кто заполнял документы, вписал не ту цифру, а в итоге его - чуть ли не в черный список. За что? - недоумевает Галанин. - Директора надеются получить дополнительные деньги для своих учебных заведений, пытаются, но бесполезно".
По словам Галанина, до 70% средств Фонда учебные заведения тратят на доплаты учителям. “В школах-победителях учителя в итоге получают по 30 тысяч рублей, во всех остальных - по 10 тысяч. Вот и выходит вам средняя зарплата по городу 20 тысяч рублей в месяц, - рассказал депутат. - Мы обсуждали с новым министром образования Анастасией Хребтовой вариант - помогать за счет средств Фонда тем, кому эта помощь на самом деле крайне необходима. Но к моему великому сожалению, в этом году все осталось без изменений, деньги вновь получат одни и те же. Остальные же опять останутся без стимула”.
Мы проанализировали список победителей рейтинга-2011. По его итогам самую большую сумму, как и в предыдущие годы, получит лицей №49 Калининграда. Правда, на этот раз ему достанется из Фонда стимулирования качества не 9 млн рублей, как в предыдущие годы, а “всего” 7 млн рублей. “В 2011 году министерство образования области решило отметить премиями больше школ, чем обычно, - прояснили этот нюанс корреспонденту “Нового Калининграда.Ru” в пресс-службе регионального министерства. - Учитывая, что наполняемость Фонда осталась прежней - 100 млн рублей, школы-победители в итоге получили в этом году меньше премий, чем обычно”. Деньги Фонда в итоге поделили между 45 школами, которые отбирали по нескольким критериям. Причем, в 2011 году список тех, кому достались бюджетные миллионы, действительно не претерпел серьезных изменений.
Какие школы получили самые большие суммы из Фонда стимулирования качества
Учебное заведение |
2008 г.,
|
2009 г.,
|
2010 г.,
|
2011 г.,
|
Лицей №49 Калининграда |
9,2 |
9 |
9 |
7,6 |
Гимназия №1 Калининграда |
5,8 |
5,9 |
5,8 |
4,9 |
Лицей №17 Калининграда |
5,8 |
5,8 |
2,1 |
4,7 |
Лицей №23 Калининграда |
3,4 |
6,5 |
6,4 |
5,5 |
Лицей №18 Калининграда |
5,2 |
5,4 |
5,3 |
4,6 |
Гимназия №32 Калининграда |
5,6 |
5,7 |
5,7 |
4,9 |
Рейтинг лучших учебных заведений области по итогам 2010-2011 учебного года
Начальная ступень | Средняя ступень | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Старшая ступень
общий рейтинг | Название образовательного учреждения | Баллы |
Итог | ||
1 | лицей №23 Калининграда | 547 |
2 | лицей №18 Калининграда | 554 |
3 | лицей №49 Калининграда | 625 |
4 | гимназия №32 Калининграда | 653 |
5 | средняя школа №5 Гусева | 706 |
6 | гимназия №2 Черняховска | 721 |
7 | лицей №10 Советска | 726 |
8 | лицей №17 Калининграда | 732 |
9 | школа-интернат лицей-интернат Калининграда | 758 |
10 | средняя школа №5 | 781 |
11 | средняя школа №47 Калининграда | 791 |
12 | Калининградский морской лицей | 795 |
13 | средняя школа им. Д. Тарасова, Озерск | 796 |
14 | средняя школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов Калининграда | 799 |
15 | гимназия №40 Калининграда | 804 |
16 | гимназия №1 Калининграда | 811 |
17 | гимназия №1 Советска | 828 |
18 | лицей №1 Балтийска | 840 |
19 | гимназия №2 Гурьевска | 853 |
20 | средняя школа №11 Калининграда | 887 |
21 | средняя школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов Калининграда | 891 |
22 | гимназия №7 Балтийска | 892 |
23 | гимназия №22 Калининграда | 905 |
24 | средняя школа №46 с углубленным изучением отдельных предметов Калининграда | 909 |
25 | средняя школа №6 Балтийска | 910 |
26 | средняя школа №38 Калининграда | 910 |
27 | средняя школа №31 Калининграда | 921 |
28 | лицей №7 Черняховска | 923 |
29 | средняя школа №33 Калининграда | 949 |
30 | лицей №35 им. В. В. Буткова Калининграда | 983 |
Полный рейтинг школ с показателями критериев качества образования
Текст - Оксана Майтакова, фото - из архива “Нового Калининграда.Ru”
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter