В Калининграде в пятницу прошел международный форум, на котором пять архитектурных групп представили свои варианты видения будущего стадиона к играм Чемпионата мира по футболу 2018 года. «Новый Калининград.Ru» публикует все проекты, а также пытается найти ответы на вопросы, как будут выбирать автора концепции, и почему вице-премьер Роман Скорый уверен, что Калининград не только попадет в окончательный список городов, принимающих ЧМ-2018, но и получит десятки миллиардов рублей на строительство.
«Если федеральный бюджет выделяет деньги на проектирование стадиона в Калининграде в размере 360 млн рублей, как вы думаете, войдем ли мы в окончательный список
По всей видимости, эта убежденность передалась и международным рабочим группам, которые работали над проектом стадиона. Во всяком случае, если верить
Всего интерес к подготовке города к чемпионату выразили пять групп — WILMOTTE&ASSOCIÉS SA (Франция), OWPlan Group (Германия), RKW (Польша/Германия), «Интэкс»/Populous (Россия/Великобритания), НПО «Мостовик» и GMPArchitekten (Россия/Германия). Ранее правительство области вело закрытые переговоры с каждым из претендентов на право разрабатывать проект. Но, в итоге, все проекты были представлены на суд экспертов, в число которых вошли калининградские архитекторы и столичные специалисты.
Чей проект победит и кто в итоге получит контракт на проектирование? Учитывая реалии российского законодательства, все не так просто. Сначала должен быть выбран эскизный проект. Затем, как отмечал
«Эксперты сказали, что подскажут нам, как решить этот вопрос, чтобы не нарушать федеральное законодательство», — отметил Скорый на
«В начале недели мы будем подводить предварительные итоги, из каких концептов мы будем формировать. Будет организована встреча с общественными организациями, для которых проведем презентацию. Мы спросим у них, как они видят концепцию, — сообщил Скорый. — Как раз таким образом и учтем экспертные оценки и мнение общественных организаций, которые представляют общественное мнение. Думаю, что к лету мы выйдем на торги, разработаем техническое задание и выберем тот концепт, который поддерживает большинство специалистов и, естественно, поддерживается общественным мнением».
Напомню, что под проект в областном бюджете уже заложено 360 млн рублей. Аналогичную сумму правительство планирует получить из федерального бюджета, поэтому общая стоимость проекта составит около 720 млн рублей. Понятно, что каждый из проектировщиков не против получить этот контракт. К тому же, возможность спроектировать стадион для игр Чемпионата мира по футболу — это вопрос престижа для каждого архитектурного бюро.
На вопрос, кому из проектировщиков он сам отдает предпочтение, Роман Скорый ответил уклончиво. «Есть элементы почти во всех концепциях, есть то зерно, которое можно использовать. Чем больше мы погружаемся в разные концепции, тем больше есть понимание, что придется делать
При этом сам Скорый высказался против «супермодерновых зданий в стисе
На вопрос журналистов, согласятся ли разные архитектурные бюро отдать свои наработки некому единому проектировщику, Скорый ответил, что «люди сами определятся, что они часть своего труда готовы передать в общую концепцию, возможно, на добровольных началах. Чтобы разработать ту концепцию, которая будет самой адекватной с экономической точки зрения».
Звезды и корабли
Архитекторы из международных рабочих групп подошли к идее построить стадион к
Первым слово дали французскому архитектору Доминику Буйону, который уже хорошо известен калининградским журналистам по так и не реализованному проекту строительства яхтенной марины в Пионерском, которую он планировал строить вместе с бывшим руководителем Госкосрыболовства Юрием Синельником. Кстати, его компания «Мерсфор» также планировала в 2008 году участвовать в проекте строительства игорной зоны в районе пос. Поваровка, предложив правительству сделать проект не за 49 млн рублей, а за 24,5 млн рублей. Буйон тогда заявлял, что его компания «работает над комплексным созданием инфраструктуры для развития прибрежных территорий от Янтарного до Зеленоградска». Правда, конкурс тогда так и не состоялся, а сейчас о проекте строительства игорной зоны в районе Поваровки также подзабыли. Как, впрочем, уже затихли о строительстве яхтенной марины.
Но Буйон интереса к Калининградской области не потерял. Французское архитектурное бюро WILMOTTE&ASSOCIÉS SA представило концепцию, которую
OWPlan Group из Германии представили проект «Зеленый пояс», предложив застроить жилыми домами и офисами только часть Острова, а большую его территорию отдать под рекреационную зону. Также архитекторы из Германии предложили открыть на Острове
Совместная группа RKW (Польша/Германия) известна проектом стадиона в Гданьске к Чемпионату
Разработчики «Интэкс»/Populous (Россия/Великобритания) предложили вернуться к истокам. «Архитектура стадиона представлена в средневековом стиле укреплённого города, чем оживляется также тематический парк. Само наследие редутов и фортификационных сооружений города вдохновили архитекторов на данный проект», — сообщили архитекторы.
Они предложили построить на Острове тематический парк, который возможно будет включать в себя также цирк и зимний сад. Также архитекторы считают, что рядом со стадионом можно возвести отели, комплекс досуга, шопинга и элитного спорта. Зона элитного спорта спроектирована как сооружения в парковой зоне, с площадками для тренировок, молодежными научными центрами и учебными учреждениями. По кругу/периметру территории вдоль прибрежной линии будут пролегать дорожки для занятия бегом, вело- и роллерспортом. В

Отметим, что в 2012 году пройдут игры Чемпионата Европы по футболу, поэтому у региональных властей была возможность познакомиться с проектами и суммами, которые пошли на строительство в Польше. По словам Романа Скорого, строительство стадиона в Варшаве обошлось в 24 млрд рублей, стадион в Гданьске — чуть больше 6 миллиардов рублей.
«Есть четкое понимание одного посадочного места — от 3–3,5 тысяч евро и до бесконечности, — отметил Скорый на
Любопытно, что это заявление Роман Скорый сделал уже после выступления руководителя калининградской «Студии архитектуры» Олега Копылова, который за 490 тыс бюджетных рублей разрабатывал концепцию застройки микрорайона, оценивая инфраструктурные вложения. Как признал Копылов, на Острове уже несколько раз пытались начать
«Если строить стадион на более удаленном участке от эстакады, то площадь — 170 га, 7 км набережных с двух сторон, подсыпка грунта 2,5 метра, инженерная инфраструктура, сети, дороги, итого это получается порядка 45 миллиардов, в том числе 12 миллиардов — строительство стадиона», — сообщил Копылов журналистам.
Столичные эксперты, которые обсуждали проекты на архитектурной секции, подошли к выбору места для стадиона куда более жестко. По словам генерального директора Института территориального планирования «Урбаника» из
«750 лет там ничего не строилось, это настолько мощный исторический процесс, что, даже вложив несколько миллиардов рублей в подготовку территории, ничего не изменится», — отметил Финогенов.
Директор московского архитектурного бюро «Гинзбург Архитекст» Алексей Гинзбург добавил, что территория Острова — крайне проблемное место в силу гидрологических особенностей, и при его застройке придется столкнуться с колоссальными трудностями.
«И насколько нужно там жилье? Я видел только один вариант, кода стадион находится около жилых кварталов — это Лондон. И я бы не сказал, что это удобно. Это, скорее, испытание для местных жителей», — отметил руководитель проектов «НИИП Градостроительство» из Москвы Антон Щукин.
Также эксперты выразили сомнения в том, что содержание стадиона будет затем безубыточным.
Кстати, судя по ответам на вопросы, которые в ходе конференции задали представителям архитектурных групп строители и калининградские архитекторы, примерную стоимость инфраструктурных затрат и содержания самого стадиона после игр практически никто из них не просчитывал. Поэтому красивые картинки спортивных арен, залитых светом, оставляли впечатление о несколько фантастическом представлении архитекторов о бюджете строительства.
Однако Роман Скорый воспринял эти проекты спокойно, напомнив, что часть финансирования планируется привлечь за счет инвесторов. «Последняя заявка, которую мы сформировали (в федеральный бюджет — прим. «Нового Калининграда.Ru), касающаяся автомобильных дорог, это 108 млрд рублей, 48 млрд рублей нам одобрили, — рассказал Скорый. — Поэтому мысленно мы для себя понимаем, что теоретически мы уже имеем 48 миллиардов, у нас есть четкое понимание, куда эти деньги пойдут».
По его словам, помимо городской инфраструктуры, потребуется модернизация аэропорта. «От 7 до 8 млрд будет вкладываться в аэропорт ежегодно, он начнет принимать от 1 млн до 3–4 млн пассажиров в год. Мы должны сделать воздушные ворота, адекватные европейским, с возможностью реализовывать прием дальнемагистральных самолетов», — отметил
Он рассказал, что в федеральном центре четко дали понять, что они не против дорогих стадионов и дорогой инфраструктуры. «Любой каприз за ваши деньги. Есть четкое понимание финансирования. Часть денег вы получите за счет инвесторов. Если мы смогли убедить архитекторов сделать правильное архитектурное решение. точно так же мы поступим с инвесторами, мы их убедим, и они внесут свою лепту», — сказал Скорый.
Текст — Оксана МАЙТАКОВА, фото предоставлены организаторами международного форума
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter