«На брусчатке под дождем»: репортаж «Нового Калининграда.Ru» с улицы Тельмана
19 июля 2012, 16:28

Александр Георгиевич прибыл на встречу с небольшим опозданием. Поэтому немногочисленная группа журналистов и спасателей успела полюбоваться и «мозаикой» из брусчатки, заботливо выложенной под деревом на повороте с Пролетарки на Тельмана, и послушать представителей подрядной организации, пытавшихся объяснить, что, собственно тут происходит и почему.
Представитель инициативной группы Максим Михайлов напомнил, что принято принципиальное решение считать калининградскую брусчатку исторической ценностью, и сохранять ее «по возможности». «За принцип теперь принято, что брусчатка должна остаться, и что только в исключительных случаях будет убираться, — напомнил он. — И, конечно, сразу встал вопрос ремонта, как, например, здесь, на улицах Пролетарская-Тельмана-Озерова».
По его словам, в Калининграде есть проблема с качеством ремонта брусчатого покрытия. «Администрация настаивала, что уже есть в Калининграде организации, умеющие укладывать брусчатку правильно, без нарушений регламента, — сообщил Михайлов. — Но на наш непрофессиональный, невооруженный взгляд видно, что сейчас брусчатка укладывается не так, как она была уложена немцами».
В дальнейшем выяснилось, что представления о «не так уложена» у инициативной группы и у ремонтников ожидаемо разное. Например, как считают блогеры, швы нынче между камнями шире, чем были раньше, технические условия укладки не соблюдаются, камни больше, чем нужно, «сама траектория укладки» другая и разная на разных участках. В процессе дискуссии всплыли подробности, что значительную часть этой «разоблачающей» информации сообщил прораб подрядчика. «Вы еще сторожа спросите, как ведутся работы!», — саркастично заметил главный инженер «ДСК» Игорь Беляев.

Александр Георгиевич, выбравший для этой встречи неформальный стиль в одежде, прошествовал к каменной композиции под деревом и в окружении всех заинтересованных лиц прослушал всякие технические и контрактные тонкости ведения работ. Как оказалось, на этом участке Тельмана ведется не капитальный ремонт, а восстановление дорожного покрытия: перекладывается старый «священнонемецкий» камень на новое основание, которое делается по всем правилам. А слишком большая ширина швов — иллюзия, так как камень имеет клиновидную форму и вверху просто уже, чем в основании. Для того чтобы показать, как на самом деле выглядит кладка, и был создан этот «каменный садик».
По словам зампредседателя комитета архитектуры и строительства горадминистрации Артура Крупина, здесь совершается только «приведение дорожного покрытия к нужной геометрии», так как полноценный ремонт был «вычеркнут на стадии государственной экспертизы».
Спасители брусчатки попытались усомниться в наличии «маячков», которые должны помочь вести работы правильно, шаблонов профиля и вообще в «достаточной кривизне поверхности», благодаря которой с дороги будет уходить вода. Но, по словам и Крупина, и Беляева, все необходимые приспособления есть, и активно используются. «У каждой бригады по два шаблона! — возмутился главный инженер „ДСК“. — Сначала по ним „ставится“ песок, потом покрытие». И то, что во время дождя тут не стоит вода, по его мнению, доказывает, что работы ведутся правильно.
Однако, как заметили активисты, в городе уже есть неудачный опыт восстановления «шашечной брусчатки» — за бывшим кинотеатром «Ленинград» на Тельмана. И поэтому, если действующие «СНиПы не выдерживают наши условия», нужно добавить некую категорию «исторического города», где требования немножко другие. Например, укладывать брусчатку «павлиньим хвостом», что не только красиво, но и позволяет снять нагрузку на одно колесо, из-за чего устойчивость повышается. Подумать над тем, как совместить российские современные требования для таких дорожных работ и желание части горожан сохранить брусчатку в соответствии с их представлениями, было предложено городским властям. Но Александр Ярошук заметил, что работы тут идут за счет федерального бюджета, поэтому особо не посвоевольничаешь. Да и нигде в Европе нет вечной кладки, заметил Крупин. «Ежегодно в Европе восстанавливаются брусчатые мостовые», — просветил он присутствующих. А по мнению Александра Ярошука, необходимо ввести ограничение на нагрузки для таких дорог в Калининграде — до 50 тонн. «Дороги немцами когда строились? — спросил он. — В тридцатые годы? Тогда и движение было меньше, и грузовиков таких не было». Ну и никакого «павлиньего хвоста» здесь отродясь не было, заметил Беляев, демонстрируя старые фотографии.
Член инициативной группы Анна Карпенко предложила посильную помощь в дорожных работах. Она считает, что необходимо перенимать опыт у поляков и готова заняться организацией их приезда в Калининград. Но представители подрядчика отказались от этого предложения, заявив, что уже работают с бельгийцами, чей опыт точно не хуже. В результате Анна Карпенко по итогам встречи отметила, что хоть она, как и многие члены инициативной группы, не специалист, но доводы подрядчика и представителей городских властей ее лично не убедили. «Посмотрим через пару лет, что из этого получится, — сказала она. — Но сейчас уже хорошо, что не будет такой скоропалительной перекладки брусчатки по всему городу — лучше подождать, выучиться, понять, как делать».

Но, по мнению Игоря Беляева, оценивать работы пока рано, так как они еще незакончены, и поэтому претензий блогеров он не понимает. «Они смотрят полуфабрикат дороги, — пояснил представитель подрядчика. — Ее, во-первых, еще не трамбовали и не дефектовали. А во-вторых, требовать идеальной кладки можно только при калиброванной брусчатке, а тут она некалиброванная, имеет разную высоту и форму. И швы до реконструкции были гораздо больше».
Когда работы на Тельмана будут закончены, Беляев не знает. «Мы планировали еще 15-го июля протрамбовать, но дожди помешали, — пояснил он. — Нам нужно 4–5 дней для того, чтобы все высохло, потом оттрамбуем, затем откорректируем огрехи».
Он подчеркнул, что за такими дорогами нужно ухаживать постоянно — ежегодно подсыпать песок в швы, выравнивать брусчатку.
К этому моменту Александр Георгиевич решил, что достаточно уделил времени данному городскому уголку и уехал. И практически сразу после этого начался уже привычный для нынешнего калининградского лета ливень и разогнал всех остальных, не слишком довольных друг другом.
Текст, фото — Татьяна НОВОЖИЛОВА