«Полудрагоценная стратегия»: принят очередной план вывода янтарной отрасли из кризиса

Дмитрий Чемакин
Все новости по теме: Янтарь
Во вторник правительство во главе с Николаем Цукановым совершило очередной подход к одному из самых сложных снарядов — ситуации с янтарём, его добычей и обработкой. Глава минпрома Дмитрий Чемакин представил на суд кабинета министров рождённый буквально в муках проект стратегии развития янтарной отрасли до 2021 года. Как это обычно бывает со стратегиями нынешнего правительства, стремление поскорей одобрить её, принять и отправить в столицу на утверждение оказалось в обсуждении ключевым.

Чемакин начал с того, что сообщил собравшимся о месте, в котором оказалась янтарная индустрия. По его словам, имея более 90 процентов добычи янтаря, Калининградская область потеряла для себя рынок готовых изделий, её доля на этом рынке оценивается не более чем в 5 процентов. Главной, по мнению правительства, проблемой является неразбериха на рынке сырья, результатом которой стал бесконтрольный отток янтаря-сырца за рубеж. Сохраняется парадоксальная, на первый взгляд, ситуация. Вывозят из области, как и прежде, больше, чем официально добывают. Так, по данным таможни, за последние четыре года на экспорт было вывезено 1922 тонны, при легальном объеме добычи 1346 тонн. Объем нелегально добываемого янтаря оценивается в 100-150 тонн в год; на этой цифре губернатор Николай Цуканов насторожился и поинтересовался, откуда статистика. Оказалось — из оперативной информации правоохранителей. Комбинат в 2012 году добыл лишь 300 тонн, что на 12% меньше, чем годом раньше. Впрочем, руководство предприятия списывает эти показатели на «сложные горно-геологические условия, в которых идет работа по извлечению минерала». И заявляет, что они в любом случае выше плана.

Меры, которые региональный минпром предлагает для спасения отрасли, приносящей сегодня в бюджет области лишь 90 млн рублей налогов, не новы — они обсуждаются в разной форме и на разных площадках практически с первых дней работы нынешнего губернатора. Для борьбы с незаконной добычей стратегия предусматривает ужесточение законодательства, а также — возможность изымать участки, где расположены месторождения янтаря, у собственников. Позднее губернатор сообщил журналистам кое-что новое: по его словам, дважды владельцы земель уже пытались получить лицензии на добычу янтаря.

Другая давняя идея губернатора — акционировать янтарный комбинат и войти в состав совета директоров — приобретает практические очертания. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев уже внёс комбинат в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, приватизация которых планируется в 2012-2013 годах. А его заместитель Игорь Шувалов в феврале конкретизировал срок приватизации — до 30 мая 2013 года. Правда, теперь Николай Цуканов выражается насчёт судьбы акций достаточно осторожно. Если раньше он предлагал торговать ими и даже всерьёз рассуждал о выходе на рынок IPO, то теперь лишь говорит о возможности участия в управлении комбинатом через совет директоров.

yantar_13.jpg
Стратегия также предполагает начать, наконец, торговать сырьём на аукционах; якобы, эта идея поддержана Минфином, являющимся формальным собственником янтарного комбината. По словам Чемакина, наладить торги янтарём можно будет уже в текущем году. Правда, сдержанная реакция представителей предприятия, присутствовавших на заседании, не внушает оптимизма. Судя по всему, перспектива вторжения правительства в управление янтарным комбинатом им очень не нравится. Так, предложение губернатора складировать не пользующиеся спросом мелкие фракции янтаря «до лучших времён» руководитель Финансово-экономической службы комбината Елена Петрова восприняла в штыки. А на вопрос о том, зачем цена на эти фракции в условиях низкого спроса была увеличена в 10 раз, предпочла не отвечать. Тут уместно вспомнить прошлогоднюю позицию руководства предприятия — в мае 2012 года директор янтарного комбината Юрий Мухин в интервью «Новому Калининграду.Ru» вообще заявил, что региональные власти намеренно создают негативный имидж предприятия и демонстрируют непрофессионализм в работе с отраслью. Судя по сегодняшней дискуссии, это отношение сильно не изменилось.

Кроме административных мер, стратегия предполагает, конечно, и серьёзные траты, в первую очередь — на перевооружение как добывающих мощностей, так и перерабатывающих. Общая стоимость всех мероприятий — почти 5,5 млрд рублей, из которых почти половину планируется потратить на модернизацию комбината и добычу на новых месторождениях (845 млн рублей) и на поднятие на новый уровень переработки (1,7 млрд рублей). Фигурируют в стратегии и регулярно встречающиеся в разных программных документах правительства креативные прожекты: янтарный бизнес-инкубатор, строительство музейно-выставочного комплекса «Золото Балтики», восстановление Кёнигсбергской янтарной мануфактуры и, конечно, воссоздание Янтарной комнаты. Стоит всё это, кстати, почти столько же, сколько и перевооружение добычи и переработки. Расходы на данные мероприятия включены в проект госпрограммы развития региона до 2020 года. Правда, ситуация с этим документом пока не очень понятная; из столицы доходит информация о том, что Минфин одобрил финансирование программы в объеме лишь 50 млрд рублей, что составляет около десятой доли от заявленных пожеланий правительства области. Оно, в свою очередь, заявляет, что данные эти — неофициальные, и комментировать их не считает нужным.

simonov_1.jpgСамих янтарщиков, при этом, более всего волнуют насущные проблемы. Главная из которых — вывоз готовой продукции с территории Калининградской области в «большую» Россию. Руководитель Калининградского янтарного союза Василий Симонов прямым текстом и уже в который раз сообщил главе региона, что производить ювелирные изделия в регионе с учётом барьеров для вывоза куда менее выгодно, чем просто торговать сырьём за рубеж. Симонов назвал эти барьеры «главным сдерживающим фактором развития отрасли» и сравнил её с «машиной на квадратных колёсах». Стратегия авторства Дмитрия Чемакина называет «важнейшим» устранение барьеров для вывоза продукции.

Николай Цуканов сообщил, что «уверен на 99 процентов, что ограничения будут сняты» и опять же сослался на итоги совещания у Игоря Шувалова. Протокол данного совещания и в самом деле содержит упоминание вывоза продукции с территории региона в Россию, однако там фигурирует очень расплывчатая формулировка «проработать вопрос». Сроков проработки в протоколе, конечно, никаких нет. Несмотря на это, глава региона во вторник всячески призывал янтарщиков увеличивать объемы переработки любыми способами; заветной ему кажется показатель в 70 тонн сырья в год. Даже — просто шлифуя камни до состояния кабошонов. Но и с этим проблемы — по словам Симонова, технологически местные ювелиры отстают от зарубежных коллег, и если отполировать 100 тонн янтаря до состояния кабошонов, то сбыть его будет проблематично. 

Как и положено стратегии, документ содержит весьма благостные показатели, которые сможет достигнуть янтарная отрасль к 2021 году, если всё запланированное будет реализовано. Так, по мнению Чемакина, к этому моменту можно будет создать около 4,5 тыс дополнительных рабочих мест со средней зарплатой около 45 тыс рублей. Объемы реализации готовой продукции минпром рассчитывает довести с нынешних 830 млн до 5 млрд рублей, что даст области 800 млн рублей налогов в год — в 9 раз больше, чем сегодня. Модернизация добывающих мощностей и наведение порядка на рынке сырья позволит, как надеется министр, довести объем добычи до 450 тонн в год, сократив при этом экспорт янтаря-сырца в 8 раз. Но все эти показатели, да и вообще вывод отрасли из кризисной ситуации реальны лишь при участии федерального центра в подготовке нормативных актов, регулирующих янтарный бизнес.

Вход «эффективных менеджеров» из правительства в совет директоров янтарного комбината, виртуальные пока что сотни миллионов и миллиарды на перевооружения и воссоздание Янтарной комнаты, помощь в обучении ювелиров и организация «всемирных выставок» (на этом сегодня настаивал Николай Цуканов)... Все эти декларации и обещания вряд ли могут убедить местных тружеников янтарной индустрии перерабатывать больше в ситуации, когда вывозить произведённую продукцию попросту невыгодно. «Судьба янтарной отрасли в Российской Федерации зависит от того, как быстро и насколько последовательно и системно мы подойдем к реализации предложенных мер», — заявил в конце своего выступления Дмитрий Чемакин. 

Главная мера поддержки, которую ждут янтарщики, губернатором, к сожалению, пока что лишь «прорабатывается». С другой стороны, наиболее эмоционально глава Калининградского янтарного союза просил Николая Цуканова «поручить СМИ давать больше позитивной информации о нашей отрасли», полагая, что негативный информационный фон вредит взаимоотношению с иностранными партнёрами. На этом — «говорить о позитиве» и «не рассусоливать, а провести всемирную выставку» — стороны и порешили, одобрив тем самым проект стратегии.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Тема в развитии


[x]


Есть мнение: отрицание, гнев, торг, депрессия, увольнение Любивого

Обозреватель «Нового Калининграда» Денис Шелеметьев — о недосказанностях в деле экс-главврача БСМП.