Привидения тарифов, абортарий всея ЕС и могилы для чиновников
28 мая 2013, 18:23
Важные события вторника: встреча губернатора Николая Цуканова с премьером Дмитрием Медведевым прошла в «просительном» ключе; соседи-литовцы неожиданно дали шанс калининградским властям осуществить планы по привлечению туристов; а неопределённость с захоронением русских воинов времён Первой мировой в очередной раз доказывает, что чиновники в нашей стране нужны для обслуживания себя самих.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор.

Соседи-литовцы сегодня сделали еще один шажок в консервативное будущее. Местный парламент принял в первом чтении законопроект о запрете абортов. Если его примут, литовский врач сможет прервать беременность только в том случае, если она возникла в результате изнасилования, а также если она ставит под угрозу жизнь или здоровье беременной женщины. И то: он сможет сделать это, если срок не больше 12 недель. Дальше, видимо, женщина может писать завещание.
С законодательной инициативой выступила организация «Избирательная акция поляков Литвы» (как известно, поляки и литовцы исповедуют в основном католичество, где отношение к абортам однозначно отрицательное). Наверное, хотят передать свой опыт: в Польше аборты были запрещены, как только страна распрощалась с коммунистическим прошлым. Помимо нее, в Евросоюзе сейчас аборты под запретом на Мальте и в Ирландии. В Испании, в принципе, тоже, но там разрешено их делать (помимо случаев изнасилования или риска для здоровья женщины, в том числе психического), если диагностированы аномалии в развитии плода.
Для всех остальных аномалии — причина недостаточная. Более того, даже продекларированная возможность делать аборт в случае угрозы здоровью или жизни женщины в реальности зачастую отсутствует. В Польше 7 лет назад прогремела история Алиции Тыщяц, которую врачи предупредили об опасности потери зрения, а потом в праве на аборт ей было отказано, и теперь она едва видит.
Одним из главных аргументов противников законопроекта стали опасения, что возрастет количество криминальных абортов. О том, что в случае подобных запретов именно так и происходит, доходчиво написала в свое время российская писательница Людмила Улицкая. Впрочем, мракобесам местного розлива это дало возможность обвинить ее в пропаганде абортов: под этим предлогом они потребовали убрать ее роман «Казус Кукоцкого» из списка литературы, рекомендованной для старшеклассников.
Сейчас в России прерывание беременности на сроке до 12 недель — единоличное право женщины. На более позднем сроке аборты разрешены лишь тем, кого изнасиловали. В прошлом году Минздрав РФ сократил перечень социальных показаний; раньше в него входили также такие пункты, как решение суда о лишении или об ограничении женщины родительских прав, пребывание женщины в местах лишения свободы, наличие инвалидности I или II группы у мужа или смерть мужа во время беременности. Самый спорный момент сегодня — прервать беременность можно, в том числе, в рамках обязательного медстрахования, то есть, бесплатно.
В Калининградской области, по данным за 2011 год, абортом заканчивалась каждая третья беременность, это 6,5 тысяч случаев. В Литве их, кстати, 10 тысяч. Если учесть, что численность населения там втрое больше, то цифры говорят явно не в нашу пользу. Однако российским сторонникам запрещения абортов стоит почаще читать криминальную хронику, где совсем не редки случаи, подобные тому, что произошел недавно в Озерском районе, где 34-летняя алкоголичка-мать забывала кормить новорожденного ребенка и тот попал в больницу с тяжелыми недугами.
В любом случае, в медицинских учреждениях нашего региона польки сейчас — нередкие гостьи. Если законопроект о запрете абортов примут в Литве, к ним со 100%-й степенью вероятности прибавятся и литовки. Так что у областных властей появляются реальные шансы претворить свои планы по привлечению туристов в жизнь. О том, что значительная часть из них будут приезжать к нам с целями, далекими от осмотра достопримечательностей, видимо, придется стыдливо умалчивать.
Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент
Могилы для чиновников
Во вторник блогеры и интернет-СМИ сообщили о том, что одному из крупнейших захоронений времён Первой мировой войны в Нестеровском районе угрожает серьёзная опасность: около него начались земляные работы, и трактор даже задел сам холм с захоронением, в итоге на поверхности земли оказались человеческие останки.
Проблема с кладбищем стоит уже несколько лет. В бывшем немецком Деедене похоронены 74 русских солдата, погибших в 1914 году. После Великой Отечественной войны посёлок перестал существовать, а кладбище осталось на том же месте. Правда, на нём давно нет надгробий, но он и сейчас хорошо читается на местности, как прямоугольник. Как рассказывал в интервью «Новому Калининграду.Ru» реконструктор Александр Панфилов, местный священник отец Георгий Бирюков еще в 2010 году писал местным властям письма, где сообщал, что там-то и там-то находятся воинские захоронения, их нужно поставить на учёт, огородить и обеспечить сохранность. На что поселковая и районная администрация давали, по сути, отписки, говорили, что эти захоронения не числятся ни в каких списках, и вообще денег нет.
Однако в ситуации с сохранением исторического наследия в данном случае всё же появилась какая-то надежда. Собственник земли, глава компании «Долгов и К» Александр Долгов рассказал, что он решил сохранить захоронение, и трактора не будут распахивать участок кладбища, который в прошлом году огородил колышками реконструктор Александр Панфилов.
«Мы, в свою очередь, обратились в администрацию Нестеровского района с предложением поменять этот участок на другой. Второй вариант — огородить кладбище нормальной оградой, поставить на нём обелиск, памятный знак. Можно провести перезахоронение. Я так понимаю, заниматься этим должны мемориальные компании или правительство области. Но до сих пор ничего не сдвинулось с мёртвой точки», — рассказал Александр Долгов.
Заместитель областной службы охраны памятников Евгения Маслов отметил, что в настоящий момент проводится экспертиза захоронения, но она ещё не завершена. «Если экспертиза признает, что это захоронение российских воинов, то оно попадает под действие Федерального закона „Об увековечении памяти погибших при защите Отечества“, и тут уже должно будет приступить к работам Министерство обороны», — рассказал он.
При этом стоит напомнить, что в начале апреля на ситуацию с захоронениями времён Первой мировой войны в Калининградской области обратил внимание президент РФ Владимир Путин в ходе встречи со студентами и преподавателями БФУ им. И. Канта. «Некоторые (захоронения — прим. „Нового Калининграда.Ru“) просто, по-моему, уничтожены, до них не добраться. <…> Но что осталось, можно и нужно сохранять. И нужно привести всё в порядок», — сказал Путин. Он также напомнил, что в Германии внимательно относятся к воинским захоронениям российских и советских солдат Первой и Второй мировых войн. Более того, также стоит напомнить, что кладбище в бывшем Деедене не уникально, в регионе имеется более 500 захоронений, на которых похоронены русские воины. Калининградская область — единственный регион на территории РФ, где есть боевые захоронения русских воинов, и в 2014 году нашу страну ждёт памятная дата — 100-летие со дня начала Первой мировой. Однако до сих пор на захоронениях — трава да бурьян. Вроде бы даже уже и президент Путин высказался. Казалось бы, после этого областные и прочие чиновники должны сломя голову нестись на защиту памяти павших, а у нас по-прежнему конь не валялся, и трактора ездят.
Обвинять поголовно всех чиновников вроде как не с руки: известно, как долго проворачиваются шестерёнки нашей бюрократической машины, чтобы принять ту или иную программу. Сначала её разрабатывают, согласовывают проект, потом выносят на заседание правительства, которое может то сорваться, то не состояться, потому что всем некогда, да мало ли ещё какие могут причины быть. После того как программа утверждается, нужно ещё её опубликовать, потом объявить конкурс по выбору «освоителя» бюджетных денег и так далее, и так далее, до бесконечности. А пока это всё потихоньку поворачивается, селяне имеют полное право пахать на вверенной им территории, ведь даже никакой официальной бумажки нет, подтверждающей, что на этом месте было захоронение, кроме старых карт.
В итоге получается, что людей, ответственных за захоронения, хватает: областные чиновники, муниципальные чиновники, Министерство обороны РФ, в конце концов. Но в итоге всё держится на плечах обычных волонтёров, которые пытаются договориться с сельхоз-олигархами и в свободное от основной работы время берут откуда-то деревянные колышки и едут забивать их чёрт-те куда в Нестеровский район, чтобы обозначить место захоронения и сохранить могилы чьих-то предков. Просто диву даёшься, насколько в нашей стране всё поразительно устроено. Впрочем, наверное, давно можно не удивляться, ведь ещё Салтыков-Щедрин описывал быт российских генералов, которых мужик кормил. Очевидно, что российские чиновники созданы для того, чтобы им жилось хорошо, и когда дело доходит до реальных вещей, вроде сохранения памяти предков, увы, это уже для них слишком сложно.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент
Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»