Променад преткновения, не просыхая и возвращение рельсидента

18 ноября 2013, 19:59

Важные события понедельника: пока вокруг многострадального променада в Зеленоградске продолжаются чиновничьи споры, объект постепенно разрушается; областному центру не удастся восстановить дренажную систему в обозримой перспективе, включающей и ЧМ-2018; и в Калининград вернулся блудный рельсобус.

pirs_zelenogradsk_2.jpg Променад преткновения 
В понедельник в распоряжении редакции «Нового Калининграда.Ru» оказались весьма любопытные документы, из которых следовало, что «Балтберегозащита» обращалась в администрацию Зеленоградска с просьбой подписать документы о вводе в эксплуатацию многострадального променада. 

Объект, построенный с опозданием на 1,5 года, открыли этим летом. Правда, без особых торжеств и перерезания красной ленточки. Это неудивительно, учитывая то, как проходило не раз останавливающееся возведение объекта. Но открытие открытием, а вскоре после того, как демонтировали строительный забор, стало известно о том, что променад не приняли в эксплуатацию власти Зеленоградска. 

Эта новость не вызвала особого удивления, ведь строительный брак был вполне очевиден. Более того, при первой же непогоде променад начал что называется «трещать по швам», а спустя несколько месяцев на объекте и вовсе стали рушиться ступени. Что интересно, за исключением повреждений, нанесенных стихией, список претензий администрации Зеленоградска к подрядчику продолжает оставаться практически неизменным. А это позволяет сделать выводы о том, что причины, по которым объект все еще не принят, устраняются не так уж и усердно. 

Конечно, зачем подрядчику исправлять собственный брак, если деньги в сумме более 270 миллионов бюджетных рублей за бракованный и разрушающийся променад им уже получены. А заказчик работ — «Балтберегозащита» — принял в эксплуатацию уже начавшие разрушаться променад и пирс. Правда, в настоящее время фирме, занимавшейся строительством, выставлены претензии на сумму 105 млн рублей. Однако ответ на вопрос, зачем нужно было принимать объект, если потом подрядчику выставляются претензии почти на половину контракта, до сих пор не озвучен. 

И тут вспоминается заявление региональной прокуратуры, сделанное в конце мая 2013 года о том, что при реконструкции променада и строительстве пирса в Зеленоградске произошло хищение 10 млн рублей. По мнению следователей, начальник отдела «Балтберегозащиты» подписал акты выполненных работ компании ОАО «Мостострой № 6» без предоставления соответствующих документов. Но, согласно презумпции невиновности, никто не виноват, пока суд не решит обратного. 

Ситуация же с променадом, похоже, превратилась в патовую. С одной стороны стоит «Балтберегозащита», принявшая объект и заявляющая о том, что ведомство будет заниматься эксплуатацией сооружения. С другой — администрация Зеленоградска, которая, по вполне очевидным причинам, не хочет принимать в эксплуатацию бракованный променад до тех пор, пока все недоделки не будут устранены. 

Подрядчик же, в свою очередь, в официальных заявлениях ссылается на акт приема от «Балтберегозащиты» и говорит о том, что переделывать брак не будет. Однако время от времени на многострадальной набережной все же появляются рабочие, устраняющие недоделки. 

Споры чиновников разных уровней между собой и представителями подрядчика могут продолжаться еще очень долго. Ведь как недавно сообщили эксперты, брак на променаде в Зеленоградске обнаруживается быстрее, чем подрядчик успевает исправить предыдущие нарекания. И судя по тому, как сейчас развиваются события, вполне вероятно, что когда ведомства договорятся между собой и разрешающие документы на ввод объекта в эксплуатацию будут подписаны, променад разрушится окончательно. И вводить уже будет нечего.

Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, корреспондент

potop_13.jpg Не просыхая
Что называется, приплыли! Администрация Калининграда отказалась от программы водоотведения. За этим чиновничьим словом (водоотведение) кроется проблема, от которой стонет едва ли не весь областной центр, половина которого затопляется во время сильных дождей, а вторая половина подмочена всегда, поскольку безграмотной застройкой разрушена немецкая дренажная система. 

При этом еще осенью 2012 года председатель комитета архитектуры и строительства мэрии Артур Крупин озвучил такую цифру: на реконструкцию дренажной системы Калининграда и осушение городских территорий необходимо, по предварительным подсчетам, более 30 млрд рублей. 

Это было сказано спустя два месяца после очередных сильных ливней, превративших низинные части города в подобие Венеции. Под мостом на Аллее Смелых, например, тогда могли проехать только грузовики. На так же затопленном Московском проспекте ливневки не справлялись с потоками воды, но в мэрии уверяли, что дождевая канализация работает в штатном режиме. Генеральный директор ЗАО «Дорожно-строительное предприятие», получившего контракт на обслуживание ливневой канализации, Сергей Григоренко (является также депутатом окружного Совета Калининграда) заявил, что проблема затопления улиц заключается в водоприемных ручьях и озерах, которые не чистились десятилетиями. По его словам, после того, как все водоемы были переданы в федеральную собственность, деньги на их очистку не выделяются. «За последние 10 лет почистили, наверное, только ручей Лесной. А все водоемы находятся в федеральной собственности. Но у федеральной власти свое видение. Там считают, что раз в них стекают стоки из Калининграда, то обслуживанием должен заниматься муниципалитет. Но по бюджетному кодексу город не имеет на это право», — замечал тогда гендиректор ЗАО «ДСП»

Но вернемся к 30 млрд. Изначально программа водоотведения предусматривала строительство 100 км сетей дождевой канализации, реконструкцию 30 км, сооружение канализационно-насосной станции (12 млрд рублей); очистку водоемов и водотоков (более 4 млрд рублей); создание закрытой осушительной сети (2 млрд). Как заверял год назад Артур Крупин, городские власти «сейчас работают с Министерством природных ресурсов». В ведомстве, как отмечал чиновник, в апреле 2012 года была разработана программа по водохозяйственным мероприятиям, предусмотренная до 2020 года, в которую, как предполагалось, сможет войти и Калининград. 

Однако уже через несколько месяцев зазвучали совсем другие песни. «Понимая, что эти объемы финансирования (30 млрд — прим. „Нового Калининграда.Ru“) несопоставимы с бюджетом города, мы выделили первоочередные мероприятия», — говорил в феврале 2013 года депутатам горсовета руководитель управления благоустройства и экологии мэрии Николай Фадеев. Они, в свою очередь, были оценены в 4 млрд рублей, поэтому, по словам чиновника, пришлось корректировать и этот список. В итоге речь шла уже о реконструкции сетей дождевой канализации стоимостью в 31 млн рублей. 10 млн из них предполагалось выделить в 2013 году, 13,5 и 8,5 млн — в ближайшие два года. Депутатов такая корректировка не устроила, и программа была отправлена на доработку. 

И что же выяснилось еще через 9 месяцев? «Смысл пытаться какие-то программы делать, когда у нас денег нет?», — заявил сегодня опять же в горсовете председатель комитета городского хозяйства Сергей Мельников. По его словам, целесообразнее использовать программу капительного ремонта домов, которая наполовину финансируется из областного бюджета (на 2014 год всего на нее будет выделено около 500 млн рублей; прием заявок завершен — 90 из них касаются ремонта либо осушения подвалов). 

Мало того, что теперь у калининградцев становится меньше шансов отремонтировать крыши или фасады: выделенные деньги будут размазаны тонким слоем, как по тарелке манная каша в плохом детсаду. Вдобавок не известен ответ на вопрос, будет ли возможно привести в порядок по программе капремонта дренажные системы, которые находятся на придомовых территориях. Мельников, во всяком случае, сказать на этот счет сегодня ничего не смог.

Что касается городских водоемов, на их очистку предполагается привлекать федеральное софинансирование либо по госпрограмме развития региона, либо по ФЦП. То есть, сегодня можно констатировать: денег нет и на это. А еще можно констатировать, что к Чемпионату мира по футболу Калининград так и останется полузатоплен. Так что можно уже сейчас начинать молиться, чтобы летом 2018-го не повторилась ситуация 6-летней давности. Вместе с патриархом Кириллом. 

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

tonnel.jpg Возвращение рельсидента
В пригородный Калининград вернулся блудный сын — рельсобус. Как сообщила сегодня Калининградская железная дорога, от Северного вокзала в Чкаловск через Сельму буквально на этой неделе помчатся мини-электрички.

Совсем свежим это новшество назвать нельзя. Впервые городские электрички появились в регионе еще в 2005 году, когда КЖД запустила несколько новых рельсовых автобусов. В результате в тот год в начале летнего сезона к уже имевшимся двум рельсобусам добавились еще пять. Работали они на тех маршрутах, где функционирование полноценных пригородных поездов не было оправдано, например, связывали Черняховск и Нестеров.

Этот вид транспорта казался настоящей панацеей. Даже планировалось таким образом наладить перевозку пассажиров в аэропорт «Храброво». В 2007 году губернатор Георгий Боос говорил об этом с руководством КЖД. Но пока никаких подвижек на этом направлении нет. Более того, совсем недавно выяснилось, что наш катализатор всего — ЧМ-2018 — не смог с этим справиться, и появление аэроэкспресса — варианта рельсобуса, стало крайне маловероятным. Хотя он рассматривался очень давно, еще с 2004 года.

Что-то подобное происходило и в налаживании связей Калининграда и его пригородов. Идет это дело с большим трудом. Только в 2009 году был запущен один рельсовый автобус, который, курсируя через Северный вокзал, соединил Чкаловск и поселок А. Космодемьянского. Это чудо первоначально даже стало чем-то вроде аттракциона для жителей «Космы» — на нем катались большими компаниями, семьями и просто так. Но быстро выяснилось, что расписание рельсобуса на этом маршруте составлено с расчетом на непонятные нужды невнятных пассажиров. Добраться на работу и выбраться с работы на нем было неудобно никому. Поэтому даже те, кто нашел новый вид общественного транспорта для себя подходящим как с точки зрения комфорта, так и с точки зрения временных и денежных затрат на дорогу, не стали им пользоваться. И рельсобус на этом направлении вскоре зачах.

Но идея внедрить рельсобус в ширнармассы никуда не делась. Даже после этих неприятных провалов городские и областные власти возлагают на него большие надежды. Правда, воплощаются надежды со скрипом. Например, весной этого года председатель комитета городского хозяйства Калининграда Сергей Мельников заявил, что власти намерены решить проблему пробок на выезде из Московского района с помощью рельсобусов. Для этого городскую мини-электричку планируется пустить с железнодорожной остановки в районе улиц Садовая-Киевская. Она будет идти в центр города и далее до Чкаловска. Маршрут второго рельсобуса — от остановки «Дзержинская-новая» (ул. Дзержинского) и также до Чкаловска. Но их пока так и нет.

А вот в Чкаловск с Северного вокзала уже в субботу можно будет уехать на новом виде транспорта, и всего за 15 рублей. Правда, автовладельцы предрекли ад и ужас на железнодорожном переезде на улице Нарвской, когда он станет перекрываться не менее двух раз в час в течение дня. Возможно, власти и железнодорожники рассчитывают, что таким образом удастся заставить хотя бы часть населения микрорайона Сельма пересесть с личных авто на общественный транспорт. Тогда им стоит приготовиться к постоянное икоте или очень быстро сделать так, чтобы всем в этом месте было хорошо.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте