Нездоровая медицина, по воде без денег и без думы о генофонде

20 ноября 2013, 20:15

Ключевые события среды: региональное здравоохранение, несмотря на многомиллиардные проекты и многомиллионные инвестиции, а также смену трех министров здравоохранения за три года, продолжает вызывать все больше и больше нареканий; мелиорация грозит стать очень злым призраком для Калининградской области; а депутаты областной Думы вновь проявили чудеса познания проблем детских садов, удивившись, что частные детсады в области не пользуются широким спросом у населения. 

kt.jpg Нездоровая медицина 
Сегодня и.о. министра здравоохранения Калининградской области Вероника Карташова, выступая на комитете областной Думы по социальной политике, представила отчет по реализации региональной целевой программы «Совершенствование медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях на 2012–2013-й годы». 

Если коротко говорить о результатах, то, несмотря на то, что за два года на реализацию программы было потрачено в общей сложности 353 миллиона 300 тысяч рублей из федерального и областного бюджетов, особыми успехами ее воплощение так и не увенчалось. Калининградская область по-прежнему занимает лидирующие позиции по смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний. 56% смертей в регионе происходят именно по этой причине. Думаю, уже эти цифры способны свести на нет все бодрые рапорты о правильно вложенных миллионах и модернизированном оборудовании. 

Справедливости ради стоит отметить, что полное действие модернизированной системы в области помощи «сердечникам» длится чуть больше 10 месяцев. Но снизить смертность пока не удалось. Зато удалось выявить пробелы кардиомедицины в нашем регионе. Ведь в обновленных кабинетах с новой аппаратурой зачастую некому работать. В ходе заседания выяснилось, что на учете состоит 21 тысяча человек с различными сердечными проблемами. На них приходится около 40 врачей-специалистов, большинство из которых работает в Калининграде и Центре сердечно-сосудистой хирургии в поселке Родники

Кстати, выяснилось, что в медицинский центр, подписи за строительство которого в далеком 2006-м году собирали представители партии с логотипом медведя со словами «всем жителям региона будет доступна высококвалифицированная медицинская помощь», на деле оказался не таким уж и доступным для граждан. Попасть туда «с улицы» невозможно. Нужно пройти множество обследований в городских или районных поликлиниках и получить там направление, которое медики, как стало известно в среду, не спешат давать. И причиной тому не отменное здоровье пациентов, а подушевое финансирование, при котором деньги, которые можно было получить за лечение человека, уйдут в другое медучреждение. Вот и стараются наши эскулапы лечить, как могут. То анализ назначат, то обследование проведут — только бы деньги шли в родную больничку. 

Впрочем, это не единственные претензии к региональной медицине, которые пришлось выслушать в Думе госпоже Карташовой. Так, ей пришлось отвечать и за турникеты в больницах, и за оснащение дефибрилляторами, и прояснять вопрос с главврачом ЦГБ Татьяной Серых, и даже разъяснять нюансы выплат больницам и поликлиникам из Фонда обязательного медицинского страхования. Причем иногда разговор набирал очень резкие обороты. 

Однако высказывать все недовольство нынешнему и.о. министра здравоохранения, которая занимает свой пост всего лишь полгода, наверно, будет не слишком справедливо. Ведь за последние три года в кабинете Николая Цуканова сменилось три министра здравоохранения. И перекладывать на нового руководителя ответственность за то, что не смогли привести в порядок другие управленцы, по прошествии относительно небольшого времени еще рано. 

К тому же претензии к качеству медобслуживания у больных, вынужденных часами стоять в очередях для того, чтобы попасть на прием к хамоватому врачу (а другого специалиста нужного профиля в больнице попросту может и не оказаться), наверное, будут всегда. И сколько бы миллионов и миллиардов власти не тратили на модернизацию всего и вся, исправить, будем откровенными, из рук вон плохо работающую систему новыми приборами и ремонтом в кабинетах вряд ли удастся. Но других шагов по реорганизации системы здравоохранения в нашем регионе власти пока не предпринимают.

Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, корреспондент 

water.jpg По воде без денег
Сегодня директор ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» («Калининградмелиоводхоз») Виктор Смильгин просил депутатов освободить его организацию от уплаты налога на имущество. Иначе, намекнул он, будут большие проблемы.

Не сказать, что это большая новость. То, что с мелиорацией и дренажом в области беда, известно уже давно. Это огромное хозяйство, оцениваемое в 2,7 миллиарда рублей, имеет износ более 72%. И как-то поддерживать его в нормальном состоянии должны 260 человек, чья средняя зарплата составляет 8,7 тысяч рублей, вооруженных парой бульдозеров и тракторов и газонокосилками. «У меня экскаваторщики получают 5,6 тысяч рублей, — поделился Смильгин. — На эти деньги я не могу никого найти ни в Славском, ни в Озерском районе». Эта ситуация привела к тому, что все каналы в области не чистились по 15-20 лет, хотя эти работы должны проводиться раз в 3-5 лет. «У нас практически не осталось службы эксплуатации, — заметил он. — А без нее ничего невозможно сделать».

На тысячи километров каналов, сотни километров дамб и десятки насосных станций «Калининградмелиоводхоз» в год получает 87 млн рублей из федерального бюджета, из которых 21 млн перечисляет в областной бюджет в виде налога на имущество. На собственно содержание остается всего 1,9 млн рублей. Поэтому работы проводятся не планово, а точечно, по сигналам сельхозпроизводителей и муниципальных властей, признал Смильгин. А вот если как-то оставить налоговые деньги мелиораторам, то они смогут и технику новую приобрести, и людей нанять. Но даже этих денег мало, так как в год области на мелиорацию нужно тратить 830 миллионов.

Конечно, областные власти знают проблему и даже как-то смогли пробить включение Калининградской области в федеральные программы, через которые можно получить финансирование на мелиорацию. И речь идет о немалых суммах — до 2020 года планируется выделить 5,6 млрд рублей на эти цели. Но начнется оно в основном с 2017 года, до которого нужно еще как-то дожить. Да и тратить эти деньги можно будет в основном на проектно-сметную документацию.

Региональный министр сельского хозяйства Владимир Зарудный тоже подтвердил, что дела плохи. И дальше, возможно, будут только хуже. Получение денег по ФЦП и госпрограмма в условиях жесткого секвестирования госрасходов становятся большой проблемой. Убеждать Москву в необходимости таких трат очень тяжело. Правда, создаются условия для привлечения к делу сохранения и ремонта мелиоративной системы сельхозпроизводителей — им бюджет может покрыть субсидиями 50% расходов на мелиорацию. Правда, как сказал Зарудный, в головы некоторых федеральных чиновников пришла светлая мысль взвалить расходы на откачку воды с затопляемых территорий на население. «Мы против этого, — обозначил позицию области министр. — Мы считаем, что это задача государства».

Помимо финансов и чиновничьего креатива, есть и другая проблема — кадровая. «У нас все проблемы начались из-за расформирования Минводхоза, — с сожалением заметил Владимир Зарудный. — И мелиоративная система вместо одного собственника получила несколько. А местами осталась бесхозной». Поэтому даже если область и «Калининградмелиоводхоз» что-то делают на своих объектах, то результата часто не видно, так как, например, ведомство, ответственное за леса, не делает ничего, а система единая, просто проходит по разным землям.

Депутаты согласились, что «Калининградмелиоводхозу» нужно помочь. Правда, не очень понятно, как. Ведь даже Кафедральный собор не удалось освободить от этого налога, напомнил глава сельхозкомитета Александр Никулин. И, кроме того, если дать сразу много денег, то может возникнуть традиционная система с их освоением. Но, как заметил Зарудный, в этом деле могут помочь братья-белорусы, которые, в отличие от России, сохранили и единую систему управления, и навык, и опыт.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

melki.jpgБез думы о генофонде
Депутаты Калининградской областной Думы из комитета по социальной политике внезапно заинтересовались частными детскими садами в регионе. Вопрос создания коммерческих дошкольных учреждений был затронут в среду на заседании комитета по социальной политике. Ряд депутатов предложили заняться этой темой подробнее, чтобы рассмотреть разные аспекты помощи тем предпринимателям, которые решатся открыть подобные дошкольные учреждения.

На это председатель комитета по социальной политике Галина Янковская отметила, что желающих пойти в частные детские сады не так много. По данным комитета, в области сейчас 883 места в частных детсадах, из них занято 759 мест. К тому же, депутатам не понравился тот факт, что некоторые организации, осуществляющие присмотр за детьми на коммерческой основе, не хотят проходить аттестацию и получать лицензию частного детского сада. Кроме того, по мнению депутатов, инициатива по созданию коммерческих дошкольных учреждений должна исходить от предпринимателей. «Неужели мы должны частника уговаривать: приходите к нам, мы вам создадим все условия», — подчеркнул один из депутатов. В итоге народные избранники решили не обсуждать пока подробно идею помощи в организации частных детсадов, предложив для начала провести депутатские слушания по этой теме.

Признаться, знание специфики детсадовского вопроса, которое проявляют депутаты областной Думы, поражает всё больше и больше. Ведь родители вынуждены идти к частникам не от лучшей жизни. Весной я побывала на открытии очередной дополнительной группы для детей старше 3-х лет в детском садике Калининграда, и выяснилось, что подавляющее большинство родителей, детям которых к 3,5 годам досталось, наконец, место в муниципальном детсаду, раньше водили детей в частные.

При этом минимальная стоимость пребывания в частных садиках составляла от 8 тыс рублей в месяц и выше, в то время как в муниципальных садиках родители платят всего 1,6 тыс рублей, а остальную сумму, около 6,4 тыс рублей в месяц, за них покрывает бюджет. Согласитесь, ситуация не самая справедливая — кому-то из детей повезло родиться чуть раньше, и его очередь подошла быстрее, родители платят не так много. Тем же детям, которые родились в ноябре—декабре и позже, оставалась одна дорога — в частный сад за немалые по сегодняшним меркам деньги.

Стоит отметить, что городские власти, в отличие от областных, готовы оплачивать разницу в стоимости услуги частным детсадам за детей из общей очереди. Если детсад согласится взять детей по муниципальному контракту, бюджет будет перечислять ему деньги, а родительская плата не превысит стандартную. Однако в Калининграде до недавних пор было только одно негосударственное учреждение «Маленькая страна», получившее официальный статус образовательного. Оно действительно принимает детей из общей очереди, но его возможности ограничены — максимум 50 детей. Остальные частники предпочитают осуществлять услуги по уходу и присмотру, не вступая в долгую и подчас неравную борьбу за получение образовательной лицензии, потому и не могут предложить городу свои услуги, а родителям — адекватную оплату за нахождение ребёнка в детсаду. Остаётся только порадоваться за родителей 759 малышей, которые имеют возможность платить ежемесячно за нахождение ребёнка в частном саду от 8 тысяч и больше, в то время как остальные счастливчики, повторюсь, платят по 1,6 тысяч.

Ещё один вариант помощи, который предложили городские власти, — освобождение от арендной платы. Правда, здесь пока известно только об одном прецеденте — с частным садиком «Сияние» на ул. Азовской. Руководитель учреждения Ольга Офицерова в июле этого года рассказала, что ремонт помещений обошёлся в 410 тысяч рублей. Горсовет уже освобождал садик от аренды за 2012 год, сумма выпадающих доходов городского бюджета составила 195 тыс рублей. Офицерова попросила аналогичную льготу на 2013 год. «Раньше в этих помещениях был магазин, мы сделали там ремонт, рядом огородили небольшую территорию, планируем установить там игровое оборудование, — рассказала Офицерова. — Практически все частные детские сады повысили расценки, но мы держим прежние невысокие — 8,5 тысяч рублей в месяц». Депутаты согласились с этой схемой, предложив руководству садика заручиться поддержкой регионального УФАС.

Вероятно, подобную схему поддержки можно было бы рассмотреть и на областном уровне. Впрочем, и городские власти регулярно выставляют на торги муниципальные помещения, которые могли бы, наверное, предложить под частные садики, освободив их от аренды при условии, что их руководители, как и в случае с «Сиянием», сделают там ремонт и будут держать не самые высокие цены на услуги.

Почему частные садики не торопятся получать лицензии на образовательные услуги? Вероятно, ответ стоит искать в многочисленных проверках со стороны проверяющих органов, которые строго чтут российское законодательство и регулярно накрывают проверками частные садики. Поэтому и не торопятся они лишний раз раскрывать себя, предпочитая работать без огласки. Конечно, это им не делает чести. Но можно предположить, что делать «бизнес на детях» — не самое прибыльное занятие, и владельцы частных детсадов вряд ли купаются в роскоши и отдыхают на океанских яхтах. 

Областным властям, не желающим платить компенсации родителям, дети которых остались без детсадов, положенных по закону, наверное, стоит уделить внимание развитию системы частных образовательных учреждений. Им можно предоставлять гарантии по кредитам, сделать для них службу «одного окна», чтобы помочь оформить лицензии, предусмотреть в бюджете субсидии на устройство в частные садики детей из муниципальных очередей. Но, по всей видимости, региональные власти эта тема не особо интересует. Тем более, глава комитета по социальной политике уже заявляла, что «права детей, которые не попали в детсады, учтены в других законах». Правда, она до сих пор не уточнила, в каких именно. И не рассказала, каким образом по сути неизбранные несчастливчики из числа детей, не попавших в детсады, будут получать образование в нашей области. По всей видимости, эти детей для нашей облдумы просто не существует, и у региональных властей есть проблемы поважнее, чем думы о генофонде области.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте