
В понедельник стало известно, что в инвестиционной деятельности правительства Калининградской области назрели радикальные, возможно даже революционные перемены. После принятия постановления губернатора, проект которого был опубликован на сайте правительства в минувшую пятницу, флагман этой работы, совет по размещению инвестиций, будет переименован. Отныне он будет называться советом по улучшению инвестиционного климата.
Скептики, считающие, что изменением названия реформа совета ограничится, будут посрамлены. Постановление содержит изрядное количество громких фраз и внушительных выражений. Подход к инвесторам должен быть «недискриминирующим», бизнес, желающий вложиться в экономику, должен иметь доступ к информации органов власти и возможность участвовать в принятии решений, инвесторам планируется предоставлять господдержку, снижать административные барьеры, минимизировать коррупционные риски, упрощать процедуры выдачи им разрешительной документации… И так далее.
То, что правительство предлагает принять новую редакцию инвестиционной декларации региона со всеми этими благообразными формулировками сейчас, в феврале 2014 года, спустя три с половиной года после назначения губернатором Николая Цуканова и три с четвертью года после создания совета по размещению инвестиций, немного смущает. Если новые концепции предлагаются сейчас, то что же было раньше? Подход к инвесторам был дискриминирующим, а доступ к информации органов власти — ограниченным? Барьеры росли, коррупция ширилась, а разрешительная документация бюрократизировалась на глазах? А, судя по необходимости изменения названия, совет инвестиционный климат не улучшал. Но
Созданный в декабре 2010 года совет по размещению инвестиций тогда назывался губернатором фактически залогом безоблачного инвестиционного будущего региона. «Один из самых серьезных вопросов — это вопрос чиновничьего беспредела», — говорил тогда Николай Цуканов и, соответственно, пытался при помощи совета беспредел ликвидировать. Не последнюю роль в этом процессе играл тогдашний
Правда, на первых порах настроение, с которым встречали чиновники инвесторов, скорее, отталкивал желающих вложить в калининградскую экономику средства. Заседания больше походили на экзамен, в ходе которого
Иные представленные на рассмотрение инвестсовета в разное время проекты не были реализованы, в силу разных причин. А некоторые имеют не очень внятное будущее. Металлургический завод в Черняховске, которым грезил ещё Георгий Боос, так и остался на бумаге. Построенный на средства «Инвестбанка» пункт пропуска для яхт в Рыбачьем останется, по всей видимости, памятником почившему в бозе первому коммерческому банку региона, потому как содержать его некому. А вокруг идеи строительства когенерационной ТЭЦ в Балтийске разгораются нешуточные политические распри. Последнюю, кстати, совет отклонил. Сомнения члены совета высказывали даже в планах «Автотора» по развитию автокластера на средства немецких инвесторов. А газа для переработки его в удобрения под Неманом «Газпром» нам, несмотря на все заверения губернатора, так и не дал, хорошо бы для генерации электричества топлива хватило.
Зато после каждого заседания (всего их с марта 2011 года было проведено шесть) составлялся, оформлялся и подписывался типовой документ — протокол, полный фраз вроде «оказать содействие», «проработать возможность обеспечения», «рассмотреть возможность выделения». Естественно, со сроками и ответственными. Все сроки давно вышли. Сейчас эти протоколы — единственное зримое свидетельство работы совета по размещению инвестиций на сайте министерства экономики Калининградской области. Менявшего руководителя с такой скоростью, что чуть ли не на каждое новое заседание совета приходил новый министр экономики. Но теперь всё это получит новое название. И инвестиционный климат региона неминуемо улучшится.
Ненужный Черняховский
В понедельник областной
О том, что городской Совет Пененжно решил снести памятник, стало известно в пятницу. Бетонный монумент был установлен в начале
Работы по сносу собираются финансировать общественные и коммерческие организации Польши. Выяснилось, что осенью 2013 года депутаты Пененжно не пришли к единому мнению по этому вопросу, так как некоторые из них сомневались в необходимости ликвидации памятника советскому генералу за счёт местного бюджета. Деньги на снос памятника предложил председатель варшавского отдела сообщества «Борющаяся солидарность» Павел Колкевич, а архитектурная мастерская из Трехградья заявила, что выполнит за свой счёт все проектные разработки, необходимые для демонтажа. В итоге положительное решение было принято. Точку в судьбе памятника поставит Совет памяти битв и мученичества, который должен провести переговоры по этому поводу с российской стороной.
Эта новость вызвала бурную реакцию у калининградских пользователей социальных сетей. Некоторые из них возмущались тем, что жители соседнего государства не чтят память воинов, которые освобождали землю, в итоге доставшуюся Польше после войны. Нашлись и те, кто обращал внимание, что бетонный памятник находится сейчас в отвратительном состоянии, и даже на памятник толком и не похож, поэтому решение о сносе верное. Но то, что это вопрос политический, признали многие. Однако перед тем как пенять на соседей, наверное, стоит вспомнить о том, как обстоят дела с памятниками в Калининградской области. В рамках проекта «По следам Первой мировой» корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» побывали на десятках захоронений столетней давности, посмотрели, в каком состоянии сейчас находятся памятники, установленные бывшими жителями Восточной Пруссии своим погибшим односельчанам. В основном уходом за этими монументами, большая часть из которых так и не включена в официальный перечень объектов исторического наследия, занимаются волонтёры из числа простых жителей региона, либо же резервисты Народного союза ФРГ, которые приезжают в область каждый год. Впрочем, есть и исключение — летом минувшего года офицеры и курсанты БВМИ по собственной инициативе взялись на восстановление памятника погибшим в годы Первой мировой немецким воинам в пос. Яблоневка Гурьевского района.
Однако есть в регионе и те, кому так называемое «немецкое наследие» режет глаз. Об этом говорил замначальника областной службы охраны памятников Евгений Маслов во время записи телевизионной программы «Позиция». Чиновник, в частности, рассказал, что у жителей Калининградской области разное отношение к памятникам довоенных времён, в том числе к захоронениям Первой мировой войны. «К нам, в частности, поступают обращения, в которых говорится, что не следует защищать от разрушения здания, потому что они немецкие. Граждане, которые обращаются с подобными заявлениями, утверждают, что по закону мы должны защищать культурное наследие Российской Федерации, а не других государств», — рассказывал Маслов. Стоит ли после этого удивляться, что некоторых жителей соседней Польши преследуют аналогичные мысли.
Кстати, почти год назад студенты и преподаватели БФУ им. И. Канта на встрече с президентом Путиным поднимали вопрос о создании волонтёрской организации, которая занималась бы уходом за захоронениями времён Первой мировой в регионе. «И конечно, в этом смысле очень будет востребовано и создание такой организации, и придание ей международного характера, потому что там можно работать с немецкими коллегами, друзьями, с теми, которые заботятся об этой стороне нашей общей, в данном случае трагической, истории», — говорил тогда Путин. С тех пор минул уж год, о создании волонтёрской организации пока не слышно. Как и о том, должна ли эта организация поддерживать в должном состоянии советские памятники Второй мировой за рубежом. Пока что наши официальные власти довольствуются лишь тем, что каждый год накануне 9 мая устраивают традиционную поездку на мотоциклах в польский Бранёво, чтобы возложить там цветы.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент
Лукавые цифры
Иногда понять, какой арифметикой пользуются наши чиновники, совершенно невозможно. Часто кажется, что совсем не той, которой нас всех учили в школе. Вот, например, сегодня стало известно, что министерство социальной политики Калининградской области предложило снизить величину среднего прожиточного минимума за
Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»