- Что касается офицера, допустившего незаконное голосование подчиненных, то Гвардейская ТИК направила письменное обращение командованию флота об этом факте. По нашим сведениям, офицер понес дисциплинарное наказание. Надо иметь в виду, что избиркомы в ходе кампании неоднократно проводили с военными семинары, были специальные публикации в газете "Страж Балтики" о том, что на муниципальных выборах голосуют только те солдаты-срочники, которые зарегистрированы в данном муниципальном образовании. Все иногородние солдаты на муниципальных выборах не голосуют.
- Сергей Александрович, а устанавливалось ли, почему офицер допустил такое нарушение: была ли у командира личная заинтересованность в том, чтобы солдаты проголосовали определенным образом или он из халатности не проверил прописку солдат, направив их на голосование?
- Территориальным избиркомом проводилась проверка, безусловно. Офицер в объяснении заявил, что не знал об этом требовании закона. Подтвердить, знал ли он на самом деле о том, что на муниципальных выборах иногородним голосовать нельзя или нет, мы не можем.
Что касается ситуации в Колосовке, то материалы о допущенных нарушениях были оформлены той же ночью. Они были направлены в Светлогорское подразделение следственного комитета прокуратуры, где и находятся до настоящего времени. Мы уточняли недавно: процессуальное решение до сих пор не принято, продолжается проверка. Уголовное дело не возбуждено, что, в общем-то, достаточно удивительно, поскольку, на наш взгляд, правовые основания для наказания виновного лица есть. Но, конечно, на то и следствие, чтобы выяснять все детали произошедшего. Избиркомы не могут вместо следственных органов сами делать выводы. Поэтому возможные вопросы о результатах проверки нужно обратить к ним.
- По-вашему, такие темпы работы следствия - нормальны? Через неделю-другую стартует новая избирательная компания, а тут еще со старыми "хвостами" не разобрались.
- Нет. Наша позиция в том, чтобы привлекать всех виновных в нарушениях избирательного законодательства к установленной законом ответственности. И чем быстрее это будет, тем лучше. Затягивать с санкциями в отношении этих лиц категорически недопустимо, потому что это порождает представление о том, что такие нарушения могут сходить с рук. Мы заинтересованы в том, чтобы бороться с правонарушениями по-настоящему, реально и не допускать подобного рода нарушений.
- В Гусевском районе партии "Справедливая Россия", вопреки установленной законом процедуре, не сообщили о том, что в документах были недочеты. Вследствие этого партия была снята с выборов и восстановлена по решению суда.
- Имеется в виду случай, когда экс-председатель регионального отделения этой партии Сергей Леденев письменно заявил о подделке неизвестными лицами его подписей под пакетом документов, представленных партией для регистрации. "Справедливая Россия" ссылалась на статью 38 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав…", которая говорит о том, что «при выявлении несоблюдения требований закона к оформлению документов» избирком должен оповестить об этом избирательное объединение или кандидата и дать возможность исправить документы в течение трех дней.
На наш взгляд, юристы «Справедливой России» неправильно трактовали закон в данном случае. Представленные в комиссию подложные бумаги документами не являются. Это фальшивые бумаги с фальшивой подписью, и к этому случаю 38-я статья неприменима. Поэтому давать возможность партии или кандидату заменить фальшивку избирательная комиссия категорически не обязана. Это наше твердое убеждение. Если вы читаете прессу, то представляете, что задержанный с фальшивыми правами водитель попадает в "кутузку" и возбуждается уголовное дело, а за предъявление при устройстве на работу поддельного диплома об образовании тоже грозит уголовное преследование.
Вместе с тем, "Справедливая Россия" смогла в суде с проведением экспертизы грамотно доказать, что подписи Леденева под указанными бумагами на самом деле были подлинными. С учетом этого, список партии был восстановлен и выборы в районе состоялись, результаты их были легитимными. Необходимо иметь в виду, что доказывать подлинность подписи не входит в обязанности избирательной комиссии. Гусевская территориальная комиссия исходила из позиции заявителя (Леденева), который являлся на тот момент уполномоченным должностным лицом.
- Хорошо. Тогда от прошлых выборов переходим к грядущим. Какие выборы пройдут в марте 2011 года в Калининградской области?
- В марте пройдут выборы в Калининградскую областную Думу. В Облдуме 40 мест, 20 депутатов будут избираться по одномандатным округам, еще 20 - по единому избирательному округу, по партийным спискам. В трех муниципальных районах будут избираться главы: пройдут выборы главы Правдинского района, в Мамоновском и Янтарном городских округах пройдут досрочные выборы в связи с тем, что их экс-главы перешли на работу в правительство области.
В 7 муниципальных образованиях пройдут выборы представительных органов (советов депутатов): в Калининграде (27 депутатов), в Мамоновском городском округе (11), в Багратионовском (21), Гурьевском (20), Краснознаменском (15), Правдинском (15) и Неманском (16) муниципальных районах. Дополнительные выборы пройдут в Гвардейском муниципальном районе. Там изберут 2 депутатов в районный Совет.
Повторные выборы пройдут в Совет депутатов Славинского муниципального района, 2 депутатов в Красноторовское сельское поселение и по одному депутату в Зоринское и Мозырское сельские поселения.
Общее количество избирателей в регионе на данных выборах составит 746 334 человека. Сами понимаете, эта цифра, конечно, «плавающая», не окончательная. Ко дню выборов у нас в области зарегистрируются еще какие-то вновь прибывшие иногородние избиратели, а кто-то из этих списков «уйдет» в связи с отъездом из области. Кто-то к 11 марта достигнет того возраста, когда уже сможет воспользоваться своим избирательном правом.
- Сколько средств потребуется на организацию избирательного процесса, и из каких источников будет профинансирована организация выборов? Сколько средств уйдет на подготовку избирательных участков?
- Из регионального бюджета нам выделено 30 млн рублей на организацию и проведение выборов, включая зарплату членов избирательных комиссий (свыше 5 тыс человек), информационную работу, транспортные расходы. По федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав…" за выделение, подготовку участков и их коммунальную обеспеченность - тепло, электричество, связь, - отвечают главы муниципальных образований. В том числе, за освещение территорий подхода, состояние дорожек и так далее. Главы муниципалитетов готовят избирательные участки для выборов любого уровня — федеральных, региональных, местных.
- А здесь какой бюджет предусмотрен?
- Это не наша зона ответственности, и этими цифрами я не владею. Мы требуем с муниципалитетов то, что положено по закону. Когда нам выделяют помещения под участковые комиссии, мы проводим их мониторинг, выявляем, чего и где не хватает, устраняем недостатки при помощи глав муниципалитетом и рабочей группы правительства, которая специально создается накануне выборов для содействия избиркомам.
- Какие меры безопасности будут приниматься? В 2008 году, к примеру, произошла кража с избирательного участка в Гусевском районе.
- Да, в Гусеве был случай, когда взломали окно, металлическую решетку и, несмотря на сработавшую сигнализацию, украли сейф. Кстати, похитителей нашли только в прошлом году.
Что касается безопасности, то это один из основных вопросов организации выборов. Мы на нем акцентируемся особо. В этом плане мы очень активно взаимодействуем с федеральной службой безопасности, ФСО, с УВД области, МЧС, с другими организациями, контакты с которыми позволят обеспечить безопасное проведение выборов - как для самих избирателей, так и для работников избирательных комиссий всех уровней.
- В 2011 году на выборах в Облдуму будут использоваться электронные урны. Вы говорили, что покупка электронных урн будет осуществляться за счет федерального бюджета. Все остальные расходы облизбиркому придется организовать самостоятельно.
- Так и есть. Предполагается получить из ЦИК России 40 урн для 20 избирательных участков.
- Сколько средств на это понадобится, и из каких источников эти расходы будут профинансированы?
- Необходимая сумма затрат немного превышает 800 тыс. рублей. Эта сумма не была предусмотрена в бюджете, и она требуется дополнительно к тем средствам, которые уже выделены на выборы. В этом и есть большая проблема.
Что касается возможного маршрута доставки, то мы предполагаем, что электронные урны будут доставлены из Санкт-Петербурга автотранспортом в Калининград. Но для этого должны еще быть решены все вопросы с таможней, проблемы погрузки-разгрузки, хранения при определенных параметрах влажности и температуры, сопровождения 3-мя специалистами из Санкт-Петербурга, которые ведают установкой, сопровождением и ремонтом этого оборудования. Они приедут сюда, чтобы помочь установить оборудование, обучить людей - как минимум три человека на каждом участке должны знать как действует это устройство. Они должны быть подготовлены к внештатным ситуациям: если свет отключается, или, предположим, перестает работать сканер. К решению этих вопросов нужно быть готовым, чтобы всё спокойно и законно прошло. Мы должны изготовить специальные плакаты, чтобы избиратели представляли себе, как необходимо действовать при голосовании. Для нас организационных вопросов появляется очень много.
- А в чем преимущества этих электронных урн для избирателей?
- Во-первых, это политическая задача - увеличивать количество электронных средств для увеличения доверия к избирательной системе. Об этой задаче говорил президент, Центризбирком взял это указание на вооружение и целенаправленно внедряет в стране новые средства электронной техники. Жизнь не стоит на месте, и избирательный процесс всё равно будет как-то совершенствоваться и улучшаться. Внедрение техники - один из аспектов возможного улучшения. Надеемся, практика применения КОИБ принесет положительные плоды: она должна исключить или, как минимум, существенно ограничить возможности фальсификации на уровне УИК. Во всяком случае, уже нельзя будет осуществить вброс бюллетеней – эта техника принимает только по одному бюллетеню, и никак иначе. Это уже большой плюс. С нашей точки зрения, у людей появится больше доверия к избирательному процессу.
- Как будет проходить сам процесс голосования с применением электронных урн? Люди будут заполнять тот же самый бюллетень, только опускать его в электронную урну?
- Да. Сейчас вы часто видите это в теленовостях из Москвы – там практически все участки оснащены электронными урнами. Бюллетень переворачивается «лицом» вниз, чтобы не было видно, как проголосовал человек, опускается в электронную урну, а она «заглатывает» документ и считывает результат голосования избирателя.
- Голоса сразу же подсчитываются?
- Да, это ускоряет и процесс подсчета. Более того, в машине есть такая функция, которая позволяет сразу определить недействительный бюллетень: если стоят две галочки, предположим, или бюллетень перечеркнут. Машина это видит, и в ней срабатывает установленный компостер, который пробивает этот бюллетень. При проверочном ручном пересчете, если таковой будет, недействительные бюллетени легче будут отсеиваться.
- Были случаи, когда по вине техники происходили какие-либо накладки? Возможны ли технические сбои?
- У других регионов уже есть опыт использования электронных урн. С точки зрения избирательного процесса накладок не было. Действительно, избирательный процесс упрощается. Многие говорят, что большой плюс в том, что гораздо проще проходит сам процесс голосования и увеличивается доверие людей к результату выборов. Проблема в другом, сами по себе эти устройства пока еще не доведены до высокой кондиции качества. Они частенько ломаются. Например, в Челябинской области сломались несколько аппаратов, и их ремонт обошелся почти в полмиллиона рублей. Поэтому мы сейчас тоже с осторожностью считаем вероятные расходы - нужно предусмотреть возможность ремонта. Сами понимаете, ремонт строго за наш счет. Насколько велики бы эти суммы не были.
- Но ведь оборудование поставляют новое. Возможно, есть какие-то гарантийные сроки на ремонт?
- Нет. Основное правило – ремонт за свой счет, поэтому мы и видим в этом проблему. Заранее точно сосчитать эту сумму просто невозможно.
- Сколько людей необходимо научить работать с комплексом обработки избирательных бюллетеней? (КОИБ - именно так "правильно" называются электронные урны - прим. "Нового Калининграда.Ru")
- 60 человек, поскольку мы получим 40 штук для 20 участков. На каждом участке, который будет оснащен КОИБами, ставится две таких машины, а посередине принтер для отпечатки результатов. На каждом участке будет по 3 обученных специалиста. Обычных урн на этих 20 участках не будет.
- А если, к примеру, отключат свет?
- Эти урны имеют функцию ручного пересчета. Там есть специальное окошко для обычного голосования, которое в начале голосования опечатывается комиссией. Если отключают свет, комиссионно принимается решение открыть это окошко, и все следующие бюллетени избиратели опускают в это отдельное специальное окошко. Внутри КОИБа отсеки разделены. Одна, большая половина, предназначена для автоматического голосования, а другая - для ручного. И комиссия сможет легко определить все опущенные после отключения света бюллетени, подсчитать их и присоединить эти голоса к тем, которые подсчитала машина.
- Последний вопрос по поводу электронных урн: где решено их поставить? О каких 20 участках идет речь, и почему были выбраны именно они?
- Мы предполагаем, что они будут установлены в 11 избирательном округе по выборам в областную Думу — в Зеленоградске, Светлогорске и Пионерском. Во-первых, там участки неплохо оснащены всем необходимым: городские условия, так скажем. Во-вторых, там достаточно хорошо подготовлен руководящий персонал УИК. В-третьих, в ходе некоторых прошлых выборов там были отдельные нарушения. Для того, чтобы нам провести профилактику подобных явлений в будущем, мы хотим поставить электронные урны именно там.
- Уже известно, когда стартует предвыборная кампания в регионе?
- Конечно. По закону, со 2 по 12 декабря наша областная Дума должна собраться и принять решение о назначении выборов на 13 марта. После этого они в течение 5 дней обязаны опубликовать это решение, и с этого дня начинается выборная кампания.
Это касается только выборов депутатов областной Думы. В муниципальных образованиях решения о начале кампании принимаются самостоятельно.
- Они ограничены какими-то сроками?
- По закону они имеют право принять решения о начале предвыборной кампании на 10 дней позже.
- В марте пройдут выборы 40 депутатов в областную Думу, 135 депутатов изберут в муниципалитетах, пройдут выборы 3 глав районов. Насколько острой будет предвыборная борьба, по вашему мнению? Во сколько вы оцениваете бюджет избирательной кампании: не на организацию выборов, а на избрание?
- Ну, прежде всего, с точки зрения остроты возможной борьбы. Большой борьбы в ходе осенних выборов не было, поскольку многие партии просто не выдвинули своих кандидатов. Как в том анекдоте: для того, чтобы выиграть в лотерею, нужно хотя бы купить лотерейный билет. Точно также и у нас получается. Машут кулаками партии, а доходит до дела - и кандидатов почти и не видно. Я не беру коммунистов, они часто участвуют. А другие не очень активно себя показывают.
А острота борьбы как раз от того и зависит, насколько широко партия пытается работать в ходе кампании. Насколько интересны у нее кандидаты, насколько они готовы к борьбе, готовы ли они доказать избирателям, что именно они лучшие, готовы ли они доказать, что своими предыдущими заслугами они интересны людям. Вот в чем существо кампании. Работа кандидата на выборах заключается не в том, чтобы облить грязью другого кандидата. За счет этого сейчас плюсов не наберешь.
- Так, по вашему мнению, оппозиционные партии смогли накопить достаточный актив кандидатов? На муниципальных выборах представители партий говорили о том, что сейчас пройдут областные выборы, куда и будут брошены политические силы. Весь год прошедший был очень активным - протесты, массовые акции. Смогли партии набрать достаточно сторонников и политического веса?
- Да, часто говорили: соберем силы и покажем! Но мне крайне сложно определить степень готовности партий, потому что у всех свои стартовые возможности. У всех разные финансовые средства, разный кадровый состав, разный аппарат для исполнения планов. Даже имея хороший аппарат, но не имея реального плана работы с избирателями, можно не достичь хорошего результата. Я не осмелюсь прогнозировать, насколько острой и интересной будет борьба.
Не надо ведь списывать со счетов и одномандатников, которые пойдут по 20 избирательным округам. Борьба избирательных объединений по пропорциональному списку - это одно. Другое дело - борьба одномандатников, которые как партиями выдвигаются, так и самовыдвижением. Вот тут вот есть своя интрига, свои правила борьбы. Будет очень интересно посмотреть, какие люди пойдут, на чем они будут основывать кампанию. Ну, и, конечно, с какими деньгами пойдут. Ведь, если с умом использовать избирательный бюджет, охват электората будет шире, будут интереснее, содержательнее, доказательнее агитационные материалы, их работа в СМИ будет шире представлена. Ну, и результат будет, соответственно, выше.
- Ну, и про деньги. Сколько средств, по-вашему, будут тратить кандидаты в депутаты областной Думы, сколько - в городской Совет?
- Не готов сказать, не знаю. У нас в облизбирком стекается информация о партийных поступлениях в кассу только в обычном режиме - что они получают в качестве пожертвований в межвыборный период. Но эти суммы ничего не говорят ни нам, ни избирателям, поскольку в период кампании происходит дополнительная консолидация средств в рамках фондов, разрешенных законом. И тут у всех разные возможности. Кто-то поддержан бизнесом, кто-то - частными физическими лицами, которые могут поддержать. К тому же не совсем правильно говорить о том, что только серьезные денежные вливания гарантируют победу на выборах. Зачастую избиратели-волонтеры, которые поддерживают из идейных соображений тех или иных кандидатов, могут очень многое сделать для своих выдвиженцев и без больших средств.
- Когда начнется регистрация кандидатов?
- В областную Думу регистрировать кандидатов будут с 27 декабря 2010 года по 26 января 2011 года до 18 часов.
- А теперь немного о межвыборном периоде. В мае 2010 года президент подписал закон о равном доступе партий к региональным СМИ. Как у нас на территории региона будет реализовываться этот закон? Какие СМИ выбраны для осуществления равного доступа партий к СМИ?
- Я, может быть, немного разочарую вас, но этот закон касался контроля и мониторинга на федеральном уровне. У нас в области этот закон принят только в ноябре и еще даже не опубликован, но губернатором уже подписан. Причем там формулировка следующая: контроль равенства партий в эфире будет возлагаться на избирательную комиссию области, но избирательная комиссия может по своему усмотрению выбрать организацию, которую уполномочит осуществлять этот контроль. То есть у нас есть возможность привлечь третье лицо или организацию. Естественно, мы так и сделаем. У нас самих нет ни технических возможностей, ни кадровых. Нужно быть профессиональным медиа-специалистом. Это не просто так – сидеть и телевизор смотреть целыми днями. Это весьма серьезное дело. Плюс к тому, необходимо закупить специальный комплект оборудования. У нас прошли специальные занятия в Центризбиркоме, на которых присутствовала ответственная за это направление Инесса Петровна Винярская, заместитель председателя областной избирательной комиссии. Она будет организовывать эту работу в регионе.
- А сам закон с какого числа вступает в силу?
- Закон вступает в силу с 1 января 2011 года. Однако в законе ничего нет о финансовом обеспечении данной работы. Мы должны получить из бюджета средства, необходимые для такого контроля. В первый год, год закупки оборудования, это будет стоить чуть более миллиона, а каждый последующий - порядка 600 тысяч рублей. В законе говорится о необходимости контролировать равенство партий в эфире, но не определена организация, где будет вестись агитационная деятельность партий. Кроме того, надо иметь в виду, что требования этого закона будут действовать только в межвыборный период.
- Первое заявление о том, что необходимо обеспечение равного доступа партий к СМИ было сделано губернатором области еще в декабре 2009 года, вслед за аналогичным заявлением президента Медведева во время очередного послания Федеральному собранию. Закон принят только сейчас. Почему сложилось такое промедление?
- Вы знаете, не могу сказать. Действительно не могу. Мы со своей стороны направляли письмо в областную Думу с просьбой ускорить решение этого вопроса. Я знаю, что этим вопросом была всерьез озабочена администрация президента. Но объяснить как-то столь существенную задержку с принятием этого закона мне сложно.
- Получается, что представители оппозиционных партий не успеют воспользоваться возможностями этого областного закона до выборов?
- До выборов - точно не успеют. Уже через неделю-полторы начинается кампания.
- Какие еще шаги необходимо принять, чтобы закон начал действовать? Он вступит в силу, нужно будет предусмотреть финансирование, что еще?
- Нужно будет определить, какое электронное СМИ будет обеспечивать партиям равный доступ к эфиру.
- Только электронные СМИ?
- Да, мы ведем разговор только об электронных СМИ - телерадиоканале. Пока канал не определен и в законе не прописано временных рамок для выбора этого телеканала. Насколько известно в избиркоме, к процедуре выбора канала уполномоченные органы пока еще не приступили.
- Кто будет оплачивать эфирное время?
- Эфир будет оплачиваться из средств областного бюджета.
- При этом возможностями бесплатного для партий эфира смогут воспользоваться только те, кто пройдет мартовские выборы и окажется в областной Думе 5-го созыва?
- Да.
- Когда только начались разговоры об идее предоставления равного доступа партиям к СМИ, социологи отметили, что самим партиям этот равный доступ не нужен. То есть, выгоднее говорить о том, что оппозицию не пускают "в телевизор", чем заиметь там полчаса эфирного времени и заполнить его своей деятельностью. Вы согласны с этим утверждением?
- Конечно. Партиям надо находить, о чем говорить столько времени, и это тоже проблема, действительно.
- Но ведь получается, что партии от оппозиции ограничены и в возможностях действий. Если партия власти может принять закон своим большинством и отчитаться о том, что он принят, то у многих партий просто нет возможности принять "свой" закон, выделить средства бюджета на какие-то нужды и так далее.
- Естественно. Конечно, видите, разное отношение к этой идее. Кому-то она нравится, кому-то - не очень.
- О каком количестве эфирного времени идет речь?
- Это все зависит от возможностей бюджета. Какую компанию изберут, какие условия выдвинет та или иная телекомпания, как будет определен лимит эфирного времени. Эти переговоры еще впереди.
- Еще один спорный момент. Действующий губернатор - член партии власти, более того - руководитель регионального политсовета партии. При этом первое лицо региона достаточно часто участвует в новостных сюжетах - школу открыли, дорогу построили. Как здесь быть? Считаются ли эти сюжеты рассказами о партии?
- Центризбирком России принял специальное решение, которым определил ряд критериев, по которым тот или иной материал может быть отнесен к партийной агитации. В этом документе как раз оговорено, что может относиться к агитации партии, что не может. Если, к примеру, скажут, что губернатор области открывает предприятие - это нельзя отнести к агитации. А если журналист скажет или напишет в титрах: губернатор, председатель регионального политсовета "Единой России" - материал полностью становится партийной пропагандой. Все эти моменты будут тщательно проработаны с той организацией, которая будет вести мониторинг. Потому что нам за это, в конечном счете, отвечать. Нам придется компенсировать то эфирное время, которое недобрала какая-либо из партий.
- Ну, и последний вопрос. Кто будет осуществлять мониторинг СМИ в выборный период? Вы уже начали подготовку по этому направлению?
- Тоже мы, законом ответственность возложена на нас. Мы будем контролировать как печатные средства массовой информации, так и электронные. Допустимость тех или иных высказываний, отнесение к агитации или информации того или иного материала. У нас будет работать специальная группа по информационным спорам, которую, кстати, тоже возглавляет Инесса Винярская. Туда включены юристы, имеющие большой опыт в этой работе. Прежде, чем та или иная жалоба поступит на заседание в нашу областную избирательную комиссию, она будет рассмотрена в нашей группе по информационным спорам. Туда будут истребованы все необходимые материалы. Они будут исследованы, им будет дана необходимая оценка рабочей группы. Только после этого спор будет рассмотрен на заседании областной избирательной комиссии.