Дерзкие идеи: как урбанисты и градостроители новый Генплан обсуждали
11 декабря 2014, 14:05

В начале рабочей недели в Калининграде стартовала стратегическая сессия, посвященная разработке нового Генплана. В течение двух дней разномастные эксперты в сфере градостроительства — местные и приглашённые — совместно с общественными деятелями обсуждали, каким быть новому Генеральному плану Калининграда, документу, который должен быть принят в следующем году и будет действовать в течение 20 лет. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» попыталась понять, в каком направлении предстоит двигаться Калининграду с точки зрения властей, урбанистов и разработчика Генплана.
Надо заметить, что к подготовке нынешнего Генплана администрация города подошла иначе, чем в прошлый раз, неустанно привлекая специалистов ещё с лета и тщательно отслеживая каждый шаг разработчика, на которого, похоже, в итоге ляжет чисто техническая работа. Сначала прошла летняя конференция, где обсуждались ошибки действующего документа и ожидания от нового. Затем был проведён конкурс, по итогам которого, снизив стоимость контракта более чем в два раза, право на разработку важнейшего городского планировочного документа получила ростовская компания «Южный градостроительный центр». Такой поворот чуть было не вышел городу боком, но ближе к середине октября обстановка стабилизировалась. К тому же стоит учитывать, что в этот раз наполнение Генплана действительно в меньшей степени зависит от прихотей разработчика, и в большей — от целой пачки сопроводительных документов и проектов: тут вам и местные нормативы градостроительного проектирования, и проект планировки к
Что касается прошедшей стратегической сессии, к ее подготовке администрация города приступила ещё несколько месяцев назад, для начала заказав исследование городское у столичных урбанистов — широко известного в узких кругах института «Стрелка». А вот организацией и проведением самого мероприятия занялись петербуржцы — институт «Среда». За прогрессивный подход к городскому планированию Калининград выложил 2,45 млн рублей. Результатом должен стать итоговый отчёт с рекомендациями, который будет использован в разработке Генплана. Об итогах как таковых пока говорить рано — есть только множество разнообразных идей и впечатлений участников и организаторов, но выявить некоторые основные векторы уже возможно. Чем мы и занялись.
День первый: геополитика и болевые точки
Как водится на подобных мероприятиях, в самом начале не обошлось без торжественности и доли официоза: приветственные слова, речи о надеждах и чаяниях горожан и развитии города для горожан взяли на себя глава горсовета Андрей Кропоткин и глава комитета по архитектуре и строительству администрации Калининграда Артур Крупин. Привычная немного нелепая официозность правительственных мероприятий продержалась крайне недолго, быстро сменившись вполне рабочей обстановкой — со спорами, откровенными вопросами и неудобными темами. Может, этому поспособствовал и Артур Крупин, сходу предложивший высказывать «самые дерзкие идеи», а может, просто было негласно решено, что в процессе работы не замечать слона в комнате как минимум неудобно, а то и опасно.
Слон этот, то бишь текущая внешнеполитическая обстановка и связанные с этим проблемы для Калининграда, сначала был замечен в разговоре с журналистами модератором форума — представителем «Среды» Олегом Паченковым.
«Мы хотим в первую очередь услышать идеи калининградцев, но нам придется придумать идею, которая связана с тем, что происходит в стране последние несколько месяцев, с международной геополитической ситуацией, — поделился Паченков ожиданиями от сессии. — Радужные оптимистические прогнозы, на которые Калининград мог рассчитывать еще полгода назад или год назад, сегодня уже под вопросом. Может быть, имеет смысл рассмотреть в большей степени ориентацию Калининграда на российского потребителя, если мы говорим о туризме, к примеру. Мне кажется, можно думать о том, как создавать бренд города, ориентированный в первую очередь на российского туриста».
Обходить тему возможной изоляции Калининграда и связанных с этим проблем не стал и директор «Южного градостроительного центра» Сергей Трухачёв, в своём докладе сообщивший, что, несмотря на то, что концепция
Радужные оптимистические прогнозы, на которые Калининград мог рассчитывать еще полгода назад или год назад, сегодня уже под вопросом. Может быть, имеет смысл рассмотреть в большей степени ориентацию Калининграда на российского потребителя, если мы говорим о туризме, к примеру. Мне кажется, можно думать о том, как создавать бренд города, ориентированный в первую очередь на российского туриста.
Олег Паченков, институт «Среда»

Артур Крупин, до этого сам предложивший говорить не только о хорошем, но и о плохом, видимо, имел в виду
В целом, первый день был посвящён, в основном, постановке задач и проблемам городского планирования. Много говорилось о транспортной схеме и необходимости создания инфраструктуры для велосипедистов и пешеходов (не обошлось без постоянного упоминания Копенгагена); о проектировании стратегических задач, о налаживании связей между властью, бизнесом и городскими сообществами; о развитии промзон и других депрессивных территорий, а также о том, что Генплан должен «научить город зарабатывать деньги», по выражению главного архитектора Калининграда Вячеслава Генне. «Наша задача — не рассчитывать на бюджетные деньги. Наша задача — на стадии разработки Генплана настолько подготовить документ, чтобы территория стала привлекательной для инвестора», — поддержал Крупин.
Затем экспертное сообщество, разделившись на три группы, занялось продумыванием возможных идей, которые необходимо учесть при разработке Генерального плана, чтобы на следующий день их обсудить и оформить
День второй: промзоны, транспорт и посольство вместо форпоста
Во второй день в графике сессии произошли внеплановые перестановки, что сократило мероприятие на несколько часов. Впрочем, похоже это не помешало работе экспертов, так что журналисты, приехавшие на презентацию результатов работы групп, застали самый хвост бурных обсуждений, переставленные кресла в зале заседаний Музея Мирового океана и раза в два меньше людей, чем было в понедельник. Понятно, что ни о какой показательной презентации с официальными заявлениями речи не было — полным ходом шёл рабочий процесс, в котором микрофон оказался нужен только для работы переводчика.
К этому моменту все собравшиеся уже более-менее поняли, чего они хотят друг от друга и что могут предложить Калининграду. Эксперты спорили, дополняли и комментировали идеи друг друга.
«Калининград — особый город, другого такого в России нет. И конечно, он мог бы быть очень интересным объектом и для туризма, и для
Кажется, к этому моменту все геополитические вопросы удалось решить, и тема эта больше не всплывала. Зато горячо обсуждался вопрос рефункционализации промышленных зон, поставленный ещё в первый день заказчиком Генплана: специалисты пытались понять, как использовать бывшие промышленные территории: где возводить жильё, где — общественные пространства, а где оставлять безопасную промышленность. Прозвучало предложение в одной из таких зон оборудовать музей промышленности — со старым оборудованием, механизмами, историей. Такое место должно стать не просто хранилищем старых станков, но возможностью сохранить культурные коды, идентичность конкретного места.
Заинтересовала урбанистов и возможность переустройства территории порта, но Трухачёв предложил быть осторожнее с одним из градообразующих предприятий.
Калининград — особый город, другого такого в России нет. И конечно, он мог бы быть очень интересным объектом и для туризма, и для
Сергей Трухачёв, разработчик Генплана

«Изменение функций промышленных территорий — это очень реальная идея. Просто одно дело — замахиваться на морской порт, и другое дело заниматься постепенным освоением
Не менее бурным стало обсуждение транспортной схемы: урбанисты думали, как приспособить железную дорогу в качестве внутригородского транспорта. Все дороги, как известно, упёрлись в реконструкцию Северного вокзала и в обращение к РЖД с соответствующей инициативой. Достаточно споров вызвала и концепция развития регулярного речного транспортного сообщения — насколько это будет дорого, целесообразно и удобно. Кроме того, обсуждалось строительство
Артур Крупин отметил среди основных результатов сессии — решение развивать город в границах существующих территорий путём освоения депрессивных и нерационально используемых пространств.
«Хочу сказать, что первый день у нас прошел под эгидой городских проблем — обсуждали городские территории, транспорт. Сегодня были
Наш генеральный план — не политический документ и не политическая доктрина России. Меняется власть, меняется ситуация в стране, в мире, но территория остаётся. Давайте сделаем её нужной, полезной. Нельзя рассматривать город Калининград в отрыве от Европы и России.
Артур Крупин, комитет архитектуры и строительства
