В калининградском интернет-секторе в середине января поднялась шумиха вокруг вероятной застройки старого кладбища за ЦПКиО, где с лета идут поисковые работы. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» решила разобраться в вопросе.
Лесопарк между Детской областной больницей и улицей Горной когда-то был кладбищем. Точнее даже сказать — множеством кладбищ разных общин, как и территория вокруг. Но вокруг всё давно застроено, а эти 13 га до сих пор на месте — основными посетителями лесопарка долгие годы были лишь чернокопатели, разнообразные асоциальные элементы и просто любопытствующие. В то время как на соседних улицах вырастали элитные дома и даже целые кварталы, лесопарк, называемый калининградцами просто «немка», оставался в том же состоянии. Согласно карте градостроительного зонирования, участок относится к зоне Р-2 (Зона лесопарков, городских лесов и отдыха)
Зона предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории зоны осуществляется на основе лесного законодательства; допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории.
Правила землепользования и застройки
Среди видов разрешённого использования территорий Р-2 жилищное строительство не значится. Внесение изменений в Правила землепользования и застройки — дело возможное, но довольно сложное, поэтому неудивительно, что застройщики так долго к лесопарку должного интереса не проявляли. По крайней мере, до декабря 2013 года, когда ЗАО «Колор-Пласт» обратилось в мэрию, чтобы заключить договор аренды на эту территорию. По словам главы города Александра Ярошука, инвестор предложил «за свой счёт привести в порядок лесопарковую зону на ул. Д. Донского, подарить новую жизнь территории, частично занятой старым немецким кладбищем».
В итоге ЗАО «Колор-Пласт» заключило договор с городом об аренде на 49 лет двух участков лесопарка: КН 39:15:111504:27 и КН 39:15:000000:5739. Кстати, согласно данным на сайте Росреестра, ни на один, ни на другой участок не зарегистрировано прав собственности. В 2014 инвестор хотел выкупить участки, но, как заявил Ярошук, оценив представленные документы, он «принял решение этот земельный участок не передавать в собственность инвестору».
Осенью 2014 года администрация города изменила разрешённое использование участков, арендованных ЗАО «Колор-Пласт», убрав вместе с формулировками «историческое кладбище» и «исторический парковый комплекс» соответствующие ограничения на строительные работы. Проще говоря, нет предмета охраны — нет запретов. Тем не менее, это по-прежнему лесопарк с разрешённым использованием «под лесопарк», то есть капитальное строительство здесь вести всё равно нельзя, не внеся изменения в Правила землепользования и застройки.
Глава комиссии по градорегулированию и землепользованию горсовета Валерий Макаров, отвечая на вопрос корреспондента «Нового Калининграда.Ru», заявил, что «в интернете можно что угодно написать»: «Со своей стороны, вчера поехал и посмотрел. На мой взгляд, там был бомжатник, и место превращается в достаточно цивилизованное. И если там инвестор создаст что-то вроде развлекательного парка, я думаю, от этого выиграют все жители города. Но я не могу дальнейших комментариев давать, потому что на сегодняшний день никто не выносил вопросы о какой-то застройке, они не рассматривались и не будут рассмотрены. В рамках существующего разрешённого использования это зона Р, то есть рекреационная. А всё остальное — там в интернете можно что угодно написать. Я вам ещё раз говорю, я не являюсь учредителем этой компании, и „Калининградстройинвест“ не является учредителем этой компании», — прокомментировал судьбу старого кладбища депутат.
Вместе с тем, по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 19 января, ЗАО «Колор-Пласт» зарегистрировано в марте 2006 года. Учредителями компании выступили Андрей Одношевный и ЗАО «Холдинг Калининградстройинвест», гендиректором которого является Валерий Макаров. Основной вид деятельности компании — производство красок и лаков.
На мой взгляд, там был бомжатник, и место превращается в достаточно цивилизованное. И если там инвестор создаст что-то вроде развлекательного парка, я думаю, от этого выиграют все жители города. Но я не могу дальнейших комментариев давать, потому что на сегодняшний день никто не выносил вопросы о какой-то застройке, они не рассматривались и не будут рассмотрены.
Валерий Макаров, депутат горсовета
Тем временем на территории лесопарка уже полгода идут масштабные эксгумационные работы. Глава поисковиков Руслан Хисамов рассказал «Новому Калининграду.Ru», что работы ведутся по заказу администрации города. «Мы поставили условия, что готовы выполнять работы безвозмездно при условии, что все вопросы, связанные с техникой и прочими затратами, решают заказчики, — пояснил Хисамов. — Нам всё необходимое предоставляют заказчики, и мы проводим работы. Договаривались с администрацией, кроме того, Народный союз Германии принимает участие и помогает проводить работы по воинским захоронениям».
Поисковые работы в лесопарке ведутся с июня прошлого года и продолжаются по сей день. По словам Хисамова, на сегодня выполнено примерно 80%. Основная цель работ — в первую очередь поиск воинских захоронений советских и немецких солдат. Но эксгумируют и переносят все останки без исключения. «Сами видите, кладбище разрыто и уничтожено. Его раскапывали десятилетиями, и люди туда уже ходят, как говорится, „по нужде“ на открытые могилы. Чтобы такого не было, мы решили перезахоронить всех. Было бы несправедливо кого-то забрать, а кого-то бросить. Разрытых могил с перемешанными костями быть не должно, — рассказал Хисамов. — Техника там стоит наша, строительной техники никогда не было, и строительных работ, насколько я знаю, никогда там не велось. Все, что в наших силах, мы делаем, а на остальные вопросы должен глава города отвечать. Смотрите, когда мы начинали, люди тоже паниковали, боялись, что будет стройка. А потом начали приходить и говорить „спасибо“, потому что после нас остается порядок. Были трущобы, был бурелом, люди боялись там ходить. Я считаю, что ничего плохого мы там не делаем. А вот всё остальное, что после нас будет, я считаю, общественность должна контролировать, и тогда будет порядок».
Отметим, что, по словам главы Калининграда, работы по эксгумации и перезахоронению останков ведутся за счёт инвестора.
Надо сказать, что, несмотря на слова Руслана Хисамова и Валерия Макарова о благоустройстве лесопарка, корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» не обнаружили никаких радикальных изменений в состоянии этой территории. Грязь, бурелом, мусор и прочие атрибуты «бомжатника» всё так же наличествуют на старом кладбище, радуя любителей экзистенциальности и вгоняя в тоску случайных прохожих.