В посёлке Светлое под Калининградом сохранилась железнодорожная водонапорная башня Коббельбуде конца XIX века. Много лет она была заброшена и медленно разрушалась, пока калининградская художница Анна Федосеева не задумала превратить здание в художественную студию. В июне 2020 года её проект «Светлая башня» получил президентский грант. «Новый Калининград» рассказывает о планах по реставрации башни и преображению пространства вокруг неё.
Несколько лет назад в посёлке Железнодорожном неизвестные разобрали на кирпичи одну из двух водонапорных башен-близнецов, построенных в 1890 году. «По просьбе Калининградской железной дороги в 2016 году муниципальное предприятие разобрало деревянные надстройки башен, а в 2017 году нам начали поступать сведения, что кто-то разбирает одну из башен, — рассказывает глава Правдинского района Павел Баранов. — Пытались обращаться [в правоохранительные органы], но это не наше имущество. У башни хозяина нет — бесхозное имущество стоит на участке КЖД. Мы запрашивали сведения, является ли башня объектом культурного наследия. Оказалось, что не является». По словам представителя движения «Прусское наследие», архитектора Олега Ли, общественники обращались по поводу башни в прокуратуру и получили ответ, что разборка проводилась неустановленными лицами, а искать их бессмысленно — поскольку у башни нет официального хозяина, этих людей нельзя привлечь даже за хищение.
Башня Коббельбуде, 2000 г.
В январе 2020 года созданная Анной Федосеевой общественная организация «Светлая башня» арендовала Коббельбуде на 10 лет, но работы здесь начались раньше. «Мы договорились с Росимуществом, что займёмся уборкой и консервацией башни. Уже пару лет назад вместе с волонтёрами стали очищать территорию от бутылок, стёкол, грунта, зарослей ежевики. Зашили окна и двери от посторонних, чтобы башня перестала быть „питейным пятачком“. Установили временную крышу из дерева и металла — надо было укрыть башню от осадков, тут же всё было мокрое, в плесени, надо было срочно просушивать стены. Рядом посадили подсолнухи, чтобы показать, что здесь кто-то появился. Это работающее правило: не можешь поставить забор, посади цветы», — говорит художница.
Анна Федосеева
«Светлая башня» — первый социальный проект Анны Федосеевой. Учиться всему приходилось с нуля: реставрации — на волонтёрских курсах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Москве, социальному предпринимательству — в региональном Центре поддержки предпринимательства. «Там я и узнала о программе президентских грантов, — вспоминает Анна Федосеева. — Практически проект был написан именно там. Мы разрабатывали финансовые таблицы, рассчитывали социальный эффект, прописывали социальные группы, которым нужен этот проект. Наши преподаватели проделали гигантскую работу. Ты приходишь на курсы, хочешь, мечтаешь, но ты сам себе вообще веришь? Мы [участники курсов] друг другу про свои проекты рассказываем и думаем: „Вот сумасшедшие“. Но преподаватели подхватывали каждую идею и развивали её».
Результаты конкурса президентских грантов стали известны в июне. «Светлая башня» получила 490 тысяч рублей. Ещё 270 тысяч авторы проекта должны будут добавить из собственных средств и пожертвований. Прежде всего эти деньги пойдут на ремонт башни — реставрацию кирпичной кладки, воссоздание исторической деревянной надстройки, в которой находился резервуар с водой, а теперь разместится художественный класс, установку лестниц, дверей и окон, проведение коммуникаций. За строительными работами присматривает Служба государственной охраны памятников — Коббельбуде включена в перечень объектов, обладающих признаками культурного наследия. «Погружаться во всё это очень интересно, — говорит Анна Федосеева. — Это огромная мотивация к развитию: тебе надо одно понять, другому научиться, ты скачиваешь книги по архитектуре 1914 года, изучаешь рецепты побелки на извести... В одной из старых книг мы нашли совет по удешевлению строительства — использовать рельсы вместо стальных двутавровых балок. И в нашей башне как раз есть этот момент экономии. На одной из балок-рельс можно увидеть клеймо и штамп производства — 1860 год».
Рядом с башней хотят разбить пейзажный сад. «Я сама художник и знаю, как порой не хватает красивой натуры, чтобы не перерисовывать цветы с фотографии на планшете или телефоне, а создавать авторскую работу, — рассказывает Анна Федосеева. — Конечно, идею сада мы украли у Клода Моне и его сада Живерни. Правда, там были гектары цветов, но мы тоже уже высадили более 100 растений. Будет очень живописно». В будущем, уже не в рамках президентского гранта, около «Светлой башни» хотят создать лавандовую ферму — поляну, где можно будет устроить пикник, собрать букет цветов, поставить палатку и остаться там ночевать.
В команде «Светлой башни» сейчас восемь человек. Первых волонтёров Федосеева искала среди знакомых, позже подключились краеведы и местные жители. «Со временем стали притягиваться люди, с которыми раньше я бы никогда не встретилась. Например, наш ботанический куратор Алексей Солнцев. Он тоже очень интересуется сохранением архитектурных памятников в Калининградской области, а нам подсказывает, как работать с растениями. У местных жителей, помогающих с башней, много детских воспоминаний о ней. Кто-то мальчишкой забирался на крышу, когда там ещё был бак, и с высоты можно было увидеть залив, у кого-то там был „штабик“, у кого-то дедушка в 70-е годы работал смотрителем башни. Для них это своеобразное приключение», — говорит художница.
В Коббельбуде будут проводить уроки рисунка и живописи, мастер-классы по различным ремёслам, лекции и выставки. «Люди смогут приезжать сюда и работать весь день. У кого-то ведь нет возможности порисовать дома — дети мешают, родственникам краска не так пахнет, и получается, что человек окончил художественную школу, а порисовать не может. Тут будут мольберты, этюдники, всё необходимое, — поясняет руководитель проекта. — Ещё подумаем, на каких условиях работать. Очень хочется заниматься именно социальным предпринимательством и дать художникам возможность работать у нас бесплатно. Зарабатывать мы можем, например, продажей картин. Конечно, у нас есть коммерческие обязательства по обслуживанию здания, аренде, и нам на это надо заработать». Команда «Светлой башни» планирует организовывать на Коббельбуде велоэкскурсии из Калининграда с краеведом Евгением Мосиенко. Маршрут проходит вдоль Берлинской трассы — на велосипеде там можно ехать по бетонным блокам, оставшимся от недостроенной немцами автострады, и почти не пересекаться с машинами. По пути — заглянуть в кирху в Яблоневке и сфотографировать старый мост через реку Прохладную. Уже от посёлка есть идея устраивать байдарочные сплавы до руин замка Бранденбург на берегу Калининградского залива.
Программа летних мероприятий «Светлой башни» расписана на всё лето. Первый бесплатный мастер-класс уже прошёл 11 июля. Его участников обучали основам реставрации дерева, металла и кирпичной кладки. На следующий день здесь устроили воскресник с уборкой территории и пикником. В ближайшие выходные, 18 и 19 июля, волонтёры будут подсаживать липы к исчезающей придорожной аллее и слушать рассказ садовода Алексея Солнцева о ландшафтной моде. 25 июля в Коббельбуде устроят пленэр (приглашают рисовать цветы с натуры), в планах на август — велоэкскурсии, уроки живописи, сплавы. Записаться можно в «Инстаграме»* проекта. Сама же башня, отреставрированная и превращённая в художественную студию, должна открыться в мае 2021 года.
Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ