
В конце прошлого года польский режиссёр из Гданьска Мачей Виктор поставил на малой сцене калининградского драматического театра перформативную читку по пьесе Михаила Дурненкова «(Самый) лёгкий способ бросить курить», а весной 2018-го поставит здесь же спектакль по пьесе современного драматурга из Болгарии. «Афиша Нового Калининграда» поговорила с Мачеем Виктором о работе в Калининграде и на Урале, разнице между актёрами из разных городов и современной драматургии как о способе говорить на табуированные темы.
«Пока мы смеёмся и говорим о проблеме — мы можем контролировать ситуацию»: о русском языке и важности говорить о проблемах
— Я учился в университете, попал на русскую филологию в Гданьском университете, как и многие парни, которые попадали куда угодно, чтобы не взяли в армию. И я так стал учить русский язык, а потом увлёкся кинематографом и театром и понял, что русский — это просто огромный подарок судьбы, который позволил начать мне работать с русским театром и русской современной драматургией. И конечно, это знакомство не состоялось бы без Николая Коляды. Это он во всём виноват и
Мне было важно найти живую польскую пьесу, понятную разным людям, не только полякам. Это должна была быть пьеса, которая хитрым ходом затрагивает важную и болезненную тему и заставляет людей над ней задуматься. Но не в такой форме, что вот, вы увидели спектакль, какая у него мораль, давайте теперь подумаем и будем исправлять
Тема СПИДа и ВИЧ до сих пор проблемная и табуированная для многих людей. Я общался с разными парнями и девушками, не только из театра, и в таких повседневных разговорах узнавал разное. Например, девушки жалуются, что на мужика проблема надеть резинку. Мужики жалуются, что им с резинкой
Но я считаю, что пока мы смеёмся и говорим об этой проблеме — о любой проблеме — мы не сдались. А когда мы молчим об этом и только слезы текут — тогда нет, тогда уже ничего не надо. Поэтому давайте говорить. И важно понять, что это все нормальные люди. К автору этой пьесы (Мачею Ковалевскому, который поставил его в Варшаве в 2005 году) после премьеры в Польше подходили люди и говорили: «Спасибо, что сделали это про нас — потому что мы нормальные, бываем добрыми, бываем злыми, но мы все живые». Я знаю, что в Екатеринбурге на «Мисс ВИЧ» аншлаги, несмотря на то, что люди боятся этой темы. И такой благодарный отклик я получил от людей, которые посмотрели спектакль в первые дни в Екатеринбурге. Буквально на прошлой неделе колядцы опять его играли — опять успех, зал встал, прекрасные комментарии.
«Театр должен повышать художественные требования у зрителя»: об опыте работы у Николая Коляды на Урале и у Михаила Андреева в Калининграде
— Прошлым летом я приехал в Балтийский филиал Государственного центра современного искусства читать лекцию о современном польском кинематографе. В тот приезд мне удалось познакомиться с Михаилом Андреевым, директором вашего Драматического театра. Я предложил поставить ему не полноценный спектакль, а провести перформативную читку по одной современной русской пьесе: это был хороший вариант проверить, подходим ли мы вообще друг к другу, то есть ваш театр мне, а я — ему. Оказалось, что подходим.
Вообще, перформативная читка — это очень интересный экспериментальный формат, который популярен в Польше и во многих европейских странах. Он даёт всем и сразу очень много возможностей: привлекает зрителей в театр, позволяет актёрам раскрыться иначе, чем они привыкли, показывает тексты, у которых обычно немного шансов попасть в репертуар театра. В общем, такой опыт для всех очень полезен.
Я выбрал пьесу Михаила Дурненкова «(Самый) лёгкий способ бросить курить». Нашёл её, когда читал сборник современной русской драматургии. И мне этот текст понравился, потому что он,
Ещё я считаю, что и режиссёры, и театр должны повышать художественные требования у зрителя. От калининградской аудитории у меня остались очень хорошие впечатления: многие зрители подходили после читки, задавали вопросы, многие были знакомы с текстом и спрашивали, почему у Дурненкова написано так, а ты сделал вот так. Это здорово, хотя здесь не так часто ставят современную русскую драматургию. В общем, контакт со зрителем удался. Но вот одна особенность в том, что пришло не так много людей, как я ожидал. В той же Польше очень распространена такая практика, что показ рабочих эскизов доступен всем — и на такие показы, как правило, приходит очень много людей. Обычно за пару дней можно понять, интересен ли такой формат зрителю или нет. Мы решили, что если у «(Самый) лёгкий способ бросить курить» будет положительный отклик, то мы сделаем из него полноценный актёрский спектакль. К тому же актёры хотели бы продолжить работу над этим текстом. Насчет этого мы еще думаем с Михаилом Анатольевичем.
Кажется, что мы с калининградским драматическим театром всё же подошли друг другу, потому что договорились о постановке нового спектакля весной. Я искал текст — тогда я не думал о том, какой сюжет хочу поставить. Я ищу сюжет, который меня зацепит, включит моё воображение и поможет установить контакт и с актёрами, и со зрителями. И на этот раз я нашел текст «Оркестр Титаник» болгарского драматурга Христо Бойчева. Это прекрасная, добрая, веселая и одновременно необыкновенная пьеса, которую, я надеюсь, поставим до конца апреля.
Вообще, мне кажется, что современная русская драматургия гораздо интереснее польской. Но польский театр более раскрепощён и более открыт к экспериментам. Я много читаю о том, что происходит в России, и знаю, что здесь сейчас непростые времена, в том числе и для тех, кто занимается театром и кино. Но у нас в Польше тоже, как говорят, наступили интересные времена. Хочется, чтобы во всем этом культура была соединением между нашими народами. Даже если политики не помогают.
«Если тусовать, так по сильному»: о разнице между Екатеринбургом и Калининградом
— Люди везде хорошие, но разница, конечно, ощущается. На Урале прекрасные люди, но там всё
Да и люди там, что ли, более целеустремленные. У них сразу план действий: если тусовать, так по-сильному, если работать — то так же. У того же Коляды актёры всегда хотят играть, всегда хотят на сцену. У них реально занят каждый вечер и все играют всё. Нет такого, что у тебя всегда главные роли. В одном спектакле ты можешь играть и главную роль, но в другом — и роль второго плана, и массовку. Они всегда в тонусе и в напряжении.
Что касается Калининграда, то здесь люди более расслабленные. Мне здесь очень нравится: по атмосфере, архитектуре, темпу жизни город очень похож на некоторые польские города, правда — чуть более ретро, но зато чувствую себя как в детстве, в 90-х. Тут вот на велосипедах ездят, заведения разные приятные, все
Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков