Решение о создании таких математических центров очень правильное, и это нужно было делать еще раньше! К сожалению, мы ушли с лидирующих позиций в тех областях науки и образования, в которых были традиционно сильны. В начале нулевых я работал на математическом отделении в американском университете — меня тогда глубоко поразила разница в уровне подготовки студентов у них и у нас: то, что наши студенты в области фундаментальных математических дисциплин проходят на первом курсе, там проходят на третьем. То есть изначально старт у нас гораздо круче, и учиться, получать высшее математическое образование лучше в России. Но в аспирантуре все меняется ровно наоборот: такого уровня, как в США, у нас нет ни в одном университете. Потому что у них с аспирантами работают самые мощные профессиональные ученые. В российских же университетах во второй половине нулевых аспирантуру превратили в продолжение системы высшего образования. Результат оказался печальным, особенно в нестоличных вузах; аспирантов очень часто набирали, чтобы просто закрыть свою нагрузку. Понимаете? Тем самым само понятие аспиранта как молодого представителя научно-педагогической элиты оказалось полностью размыто.
Однако проблема не только в этом. То, что на протяжении многих лет делалось в российских школах, также не привело к желаемому успеху в области точных наук. Сейчас школы обращаются к нам с запросом: им нужны квалифицированные учителя математики, которые умеют решать задачи, готовить олимпиадников — таких преподавателей в настоящее время не хватает. В этом году мы на базе физмата открыли магистратуру для подготовки учителей математики — по специальности «Математика», а не «Педагогика». То есть, с известными оговорками, мы используем то, что делали в специалитете — тогда после окончания математического или физического факультетов многие выпускники шли работать в школы, но их готовили именно как математиков и физиков, а не как чистых педагогов. В университетских дипломах было прописано две профессии: «Физик. Преподаватель физики» или «Математик. Преподаватель математики». Обратите внимание: первым шел «математик», а вторым «преподаватель математики», и это было не случайно.