
Почти два года назад был закрыт полигон в поселке имени Космодемьянского в Калининграде — после многочисленных протестов жителей. Они жаловались на плохую экологическую ситуацию и неприятный запах. Все отходы из областного центра в итоге повезли в маленький поселок Круглово Зеленоградского района. Эта свалка была еще менее приспособлена к тому, чтобы принимать мусор, тем более в таком количестве. Но вывозить его
Всего в непосредственной близости от свалки проживают 10 семей. Часть — через поле, в поселке Путилово, несколько домов стоят у дороги, в паре сотен метров от шлагбаума, перекрывающего дорогу на полигон. Мы договариваемся встретиться неподалеку. Сначала подъезжает молодая симпатичная женщина по имени Анна. У Анны маленький ребенок — свой дом пришлось закрыть и перебраться к свекрови в другой поселок. Пожилой паре Николаю и Евгении Степаненко деваться некуда, поэтому живут так.
«По утрам невозможно: когда туман — такой запах, химией несет. И когда влажность, запах неимоверный, — аккуратно избегает слова „вонь“ еще один местный житель, Вячеслав Леонов. — Я логики вообще не понимаю, тут же море — вот оно, рядом. И свалка тут же». Если дует восточный ветер, даже в самую лютую жару окна в округе предпочитают держать закрытыми. В худшие дни кругловская свалка дает о себе знать и в Поваровке, и в Янтарном. Говорят, слава богу, что этим летом хотя бы не было пожаров — последний случился весной. «Когда сюда начинают вывозить септики — а этого нельзя делать, но они везут по ночам — мы умираем. Сначала днем они возили, были эти ассенизационные машины, потом мы с директором их общались, днем прекратили. Ночью началось», — возмущается Николай Степаненко. По его словам, какие бы ни приезжали проверки, их как будто специально «подгоняют» под те дни, когда ветер дует в обратную сторону, и ничего доказать местные жители не могут.


















Жена Николая, Евгения, выросла в этих местах. Как и во многих других подобных случаях,
Землей свалку стали засыпать после того, как местные жители начали жаловаться на невыносимую вонь. «Нам говорят, что траву посеяли и что там чуть ли не розы растут», — скептически щурится Николай Степаненко. Еще один его сосед, тоже по имени Слава, до этих счастливых времен не дожил. Окна двухэтажного дома Славы, как принято писать в романах, «зияют пустыми глазницами» за шлагбаумом, фактически на нынешней территории свалки. «Он выставил дом сначала за 5 млн, потом даже полмиллиона не дали. Бросил его и уехал», — рассказывает Николай. Это случилось около 5 лет назад — еще до того, как сюда стали ежедневно свозить бОльшую часть мусора, который образуется в регионе.
Семья Степаненко тоже пытается отсюда уехать. «Они говорят нам: продавайте дом и уезжайте отсюда. Так мы продаем! Все приезжают: свалка? И до свидания. Никто даже разговаривать не хочет, мне и рубля сейчас никто за него не даст».
Изображение Google Maps
Когда в карьер, бывший на месте полигона, повезли первый мусор (это было еще в 70-е годы), о сохранности почвы никто не задумывался, отходы высыпали просто так. Не нужно быть экологом, чтобы понимать: все эти годы свалка тихонько отравляла землю и воздух, источая яд. Продукты гниения пищевых отходов крайне токсичны, и рядом с местом, где они образуются, не может быть безопасно априори. Собственно, именно поэтому закрыли полигон в поселке им. Космодемьянского. У полигона в Круглово, судя по тому, что Росприроднадзор до последнего (то есть до мая этого года) не хотел придавать ему окончательный легальный статус — включать в государственный реестр объектов размещения отходов — проблем должно быть гораздо больше. Но, как сообщили «Новому Калининграду» в региональном Минэкологии, проверка, которую проводил Роспотребнадзор минувшим летом, никаких нарушений и превышений не нашла. В Роспотребнадзоре эту информацию подтвердили: «[…] проведен отбор проб атмосферного воздуха в зоне влияния полигона ТБО […] и лабораторные исследования на содержание приоритетных загрязнителей, свойственных для полигонов ТБО. По результатам исследований превышений гигиенических нормативов не установлено».
Мерами, которые предпринимает эксплуатирующая свалку организация — областное госпредприятие «Единая система обращения с отходами» (с нечеловеческой аббревиатурой «ГП КО „ЕСОО“»), — власти, судя по ответу на информационный запрос «Нового Калининграда», в принципе, довольны. «Постоянно совершенствуется производственная деятельность по размещению отходов на эксплуатируемом полигоне: проводятся закупки современной специализированной техники, отходы изолируются путем пересыпки песком и грунтом, формируются откосы. Также ГП КО „ЕСОО“ разработана программа производственного экологического контроля, в соответствии с которой предприятие ежеквартально осуществляет мониторинг состояния атмосферного воздуха, грунтовых вод и почв в зоне возможного влияния полигона», — говорится в письме.
Судьба свалки в Круглово зависит от того, насколько быстро удастся открыть полигон на замену (раньше областной министр экологии Олег Ступин заявлял, что в качестве места его размещения выбраны окрестности поселка Корнево). Сейчас мусор из Калининграда вывозить просто некуда: если отправлять его на восток, где есть несколько обустроенных полигонов, тарифы придется серьезно увеличить. Например, полигон в Барсуковке (это под Неманом) находится на расстоянии в три раза большем, чем Круглово. Пока в планах региональных властей — закрыть кругловскую свалку в течение двух лет. После этого они хотели бы ее рекультивировать, но денег нет, и их придется просить у федерального центра.
Именно так произошло с полигоном в поселке имени Космодемьянского (его рекультивируют за федеральный счет), и решающим в его случае все же оказалось соседство с почти
Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград», видео —Вячеслав Леонов
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter