Зимой в социальных сетях начали появляться посты о плачевном состоянии памятника культуры в Гвардейске. Речь идет о доме на ул. Водной, в котором родился и провел детство художник Ловис Коринт, которого называют наиболее видным представителем немецкого импрессионизма. Журналисты «Нового Калининграда» съездили в Гвардейск и убедились, что его пытаются сохранить, насколько это возможно в случае с аварийным зданием, расселенным еще в
Найти дорогу от главной площади Гвардейска до «Домика Коринта» несложно. Пускай местные не очень в курсе, кто вообще он такой, этот Ловис Коринт, не заблудиться помогает сам город — на торцах зданий сквозь метель проступают графические росписи, наследие проекта «Маленькие улицы большого художника». Обещанных информационных модулей, рассказывающих о художнике, мы не заметили, но и не то чтобы сильно искали.
Хлебные крошки на фасадах выводят на городскую набережную. В зимнюю непогоду здесь особенно уныло — путь к домику художника лежит мимо руин деревенского туалета, полусгнивших сараев, хибар с облупленными фасадами и стихийной свалки бытовой техники. Тон гнетущему пейзажу задает стена «исправительного» замка Тапиау на противоположном берегу Деймы, при одном взгляде на нее хочется удавиться
Памятник регионального значения «Дом, в котором жил художник Ловис Коринт, 1825 года» идеально вписывается в свое депрессивное окружение. Волны полуобвалившейся черепицы, наглухо заколоченные фанерными листами окна, глубокие трещины на фасаде, уведомление о расселении дома, приколоченное слева над деревянной дверью с остатками советской синей краски. Изжеванный металлический забор украшают выцветшие бумажные лошадки, на которых еще можно разобрать имена «Олеся» или «Леша».
Ловис Коринт родился и вырос в Тапиау, нынешнем Гвардейске, в семье Генриха и Амалии Вильгельмины Коринт. «Семья была очень дружной у них, богатая была семья. У них была кожевенная мастерская и большой надел земли. Его земли доходили до нынешнего поселка Великолукское, большое фермерское хозяйство», — рассказывают сотрудники местной библиотеки.
«Дом был двухэтажным, однако второй этаж фактически являлся мансардным. На первом этаже располагались жилые комнаты и кухня с коптильней; крутая лестница из передней вела на мансардный этаж, где ночевала прислуга и батраки. С каменного крыльца открывался вид на конюшню, птичник, коровник, свинарник, овчарню, — их обитатели стали первыми моделями маленького Ловиса, у которого способности к творчеству проявились с раннего детства», — говорится на сайте областного Музея изобразительных искусств.
В 8 лет он остался без матери и переехал учиться в Кёнигсберге, затем его отец продал дом и переехал к сыну. Ловис Коринт впоследствии часто и с удовольствием возвращался в Тапиау, в том числе и вместе с женой, Шарлоттой
В общей сложности Коринт прожил в доме на ул. Вассерштрассе (ныне ул. Водная) около 15 лет. В Тапиау он возвращался после Первой мировой войны, подарил разрушенному городу несколько своих работ, которые долго висели в ратуше, но после новой войны бесследно исчезли. «Коринт написал более 130 портретов, 475 у него картин и более тысячи рисунков. Он пробовал все и у него все получалось», — рассказывают сотрудники библиотеки. Сейчас в местном музее сейчас есть только литография с автопортрета Коринта, с подлинной подписью художника. Её Гвардейску в 2017 году подарил немецкий профессор Фолькер Крайер, родственники которого












В советские и постсоветские годы дом на
Дела с разработкой ПСД пошли не совсем гладко. Согласно заданию на проектирование, размещенному на сайте госзакупок, работы должны были начаться в июле 2017 года, а завершиться в сентябре того же года. Но первый конкурс был объявлен только в начале февраля
Тогда стоимость работ увеличили до 1,5 млн рублей, и в марте того же года контракт на проектирование получила московская компания «Еврострой». Документы подписали в марте, а завершилось проектирование только зимой 2018 года. Сейчас ПСД проходит госэкспертизу, выйти из которой она должна в первом квартале этого года (точнее в администрации сказать затруднились).
Как пояснили гвардейские власти, все это время они пытались
Дальнейшую судьбу объекта (при условии, что он дотянет до начала работ по реконструкции) определили еще в феврале 2017 года. Тогда было принято решение о передаче здания в областную собственность. Как пояснили корреспонденту «Нового Калининграда» в
Предварительная стоимость работ по реконструкции — 17,5 млн. рублей, уточнили в гвардейской администрации. Средства эти должны найти уже областные власти. Где именно регион их возьмет, когда их заложат в бюджет и можно будет приступить к работам, в
В здании планируется открыть филиал Музея изобразительных искусств. Как пояснила корреспонденту «Нового Калининграда» директор учреждения Галина Заболотская, концепция
«Отдельный блок нашей постоянной экспозиции в Музее искусств посвящён Ловису Коринту. В собрании Музея более 100











Разработанная музеем концепция подразумевает и использование территории вокруг. Музейные площади «одноэтажного с мансардой» домика площадью в 275 кв. м будут весьма ограничены. «Самые большие помещения музея не превышают 20 кв. м, они не способны вместить даже одну большую экскурсионную группу. Поэтому для этого здания очень важны территории вокруг музея. У нас есть примеры таких комплексов — это музеи Канта, Донелайтиса, Брахерта, которые работают на 50% за счет территорий, потому что сами они маловместительны», — отметила Заболотская.
Из ответа на информационный запрос «Нового Калининграда»
Возводить двухэтажной с мансардой новодел начали во втором квартале 2017 года. Но дело заглохло
Территория, которая теоретически может использоваться музеем, расположена слева от памятника. Но её благоустройство проектом реконструкции не предусмотрено. Власти Гвардейска, которым принадлежит земельный участок, подготовили проект обустройства прогулочной зоны у стрелки рек Преголя и Дейма.
Как сообщили в
«В рамках проекта предусмотрена реконструкция ул. Водной, в том числе обустройство уличного выставочного пространства и прогулочной зоны в районе дома № 12, — отметили в
Вопрос «успеют ли памятник восстановить, пока он не развалится окончательно», строго говоря, не стоит. Несмотря на «поехавшие» стены и полуобвалившуюся черепицу, здание хотя бы не было совсем уж заброшено, в отличие от того же «Домика Канта» в поселке Веселовка. И ветер с дождем вряд ли успеют «добить» то, что не успели угробить десятилетия умелого
Главное, чтобы он не повторил послеремонтную судьбу своего собрата по долгой и сложной реконструкции, который после окончания работ начали пинать между учреждениями культуры.
Текст — Алла Сумарокова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter