Новый главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне решил сразу расставить все точки и акценты в своей деятельности на этом посту. Он рассказал журналистам, чем, по его мнению, должен заниматься, чего не хватает центру города, а также — куда и по каким улицам должны двигаться пешеходы и велосипедисты. Слушала рассказы архитектора и корреспондент «Нового Калининграда.Ru».
Вячеслав Генне не собирается все сразу и до основания ломать, отказываясь от того, что делали предшественники. Но «по некоторым темам сама ситуация диктует требования», отметил он. «У нас есть ряд работ, в том числе совместных с правительством Калининградской области, нацеленных на плановые мероприятия, связанные с Чемпионатом мира по футболу в 2018 году, — пояснил Генне. — Например, Ленинский проспект. Такая интересная тема. Есть предварительные эскизы, наше видение реконструкции проспекта».
Проспект до края
Ленинский проспект делится на два существенных куска, которые имеют две функции, считает Вячеслав Генне: от площади Победы и до первой эстакады — магистрально-прогулочная часть с торговой функцией и вторая часть за эстакадным мостом — с ярко выраженными, в том числе ландшафтными, объектами.
На первой части проспекта, довольно регулярной, с четырех-пятиэтажными домами одной серии нужно делать в основном общее комплексное благоустройство и реконструкцию фасадов. Их выгоднее делать вентилируемыми из керамики, как на улицах Горького и Черняховского, заменяя одновременно и оконные рамы на алюминиевые. «Сейчас фасады домов покрашены плохими материалами с помощью плохих рук, — отметил главный архитектор. — Там все стены кривые, откосы кривые». А новые фасады не только будут долговечными, но и позволят разным архитекторам в рамках единой концепции с помощью разных материалов фактур и цветов «поиграть в некий историзм путем создания фронтонной композиции». «Мы решили, что не будем делать из Ленинского проспекта имитацию исторической застройки, вешать барочные, рококошные, ампирные фасады — это глупо совершенно», — пояснил Генне.
Для улучшения внешнего вида и возможной компенсации части затрат на реконструкцию Вячеслав Генне предлагает еще и реконструировать крыши с мансардами. Кровля должны быть повыше и поострее, чтобы она работала как «пятый фасад», чего сегодня нет. А те немногие исторические здания, которые сохранились на Ленинском проспекте, должны быть приведены в порядок.
В результате тут должна появиться первая полноценная торговая улица Калининграда — с красивыми домами, широкими тротуарами, покрытыми хорошей плиткой вместо нынешнего асфальто-плиточного «лоскутного одеяла». «Тут есть места, например, сквозная арка в сторону университета, где три дома отходят вглубь, — отметил архитектор. — Здесь можно сделать интересный парк, сквер или вообще легкий пассаж».
Вторая часть проспекта, идущая от эстакадного моста к Южному вокзалу, имеет другие масштабы, пропорции, состав зданий и сооружений и поэтому требует подхода с градостроительной меркой, уверен Генне. Здесь много выдающихся объектов, с которыми можно сделать что-то интересное, провести архитектурную реконструкцию, убежден он. Две фланкирующие башни на спуске с моста на противоположных сторонах, Биржа и ее сквер, территории на улице Краснооктябрьская и Малом переулке, а также возле ККЗ «Октябрь» — все это может использоваться более удачным образом для создания гармоничных объектов.
Разрабатывать предложения по изменению не только этой части, но и всего исторического центра города должен проект «Сердце города», в котором Вячеслав Генне и его сотрудники планируют принимать самое активное участие.
Воздух и простор
Калининград представляет собой довольно интересный пример градостроительной идеи 20-х годов прошлого века — «города-сада». «Калининград — один из немногих городов, где это ярко выражено, — пояснил Вячеслав Генне. — До сих пор в планировочной структуре совершенно отчетливо читается этот замысел: зеленый пояс, бульвары, общая система ландшафтов, перетекающая в открытые пространства. Наверное, сейчас мы находимся на пороге, когда нужно к этой системе вернуться, проанализировать структуру, сделать какие-то выводы и запланировать задачи». Калининградские четко сформированные исторические кварталы и парки заросли, не видно их красоты, на наших улицах есть растения, нехарактерные для нашего климата и региона, а знают об этом только специалисты, напомнил он. Хотя из них можно было бы сделать достопримечательности.
Центральная часть Калининграда в районе Королевской горы полна воздуха и простора. Но она должна быть сформулирована, спланирована в интересах большего количества горожан, большего количества функционала, который мог бы быть полезен большему количеству людей, убежден Вячеслав Генне. Здесь нужно продумать пешеходные маршруты, которых сейчас фактически нет. С появлением пешеходных мостов, которые дадут возможность двигаться параллельно эстакаде от Нижнего озера в сторону Острова, интересных отреставрированных объектов типа Биржи территория получит другое значение.
В современном Калининграде нет мест, где могло собраться большое количество людей, хотя в Кенигсберге была целая система площадей и бульваров. Площадь Победы для таких собраний не совсем подходит. «У нее замкнутый контур, и с точки зрения пешеходных связей она имеет транзитное значение, — пояснил свою точку зрения Генне. — Если понаблюдать, что здесь происходит — это перекрестный транзит, перемещение людей. Ну и, в общем, храм, все, что тут произошло, мне кажется, не совсем совместимо с некоторыми массовыми мероприятиями».
Кроме того, как думает главный архитектор, уже очевидно, что та планировочная структура города, которая была заложена в советское время, исчерпана. А ЧМ-2018, для которого в Калининграде будет строиться стадион, делаться выезды из города, позволит внести правильные изменения в генеральный план, который должен появиться в 2015 году, отметил он.
Под валом и на площадь
Недавно переданная министерством обороны области «Янтарная мануфактура», как и весь район улиц Серпуховская-Портовая, является отдельной темой в проекте «Сердце города». И заниматься им должны и область, и город. Это значимое место, ведь где-то тут прошло детство одного из наших брендов и земляков — Иммануила Канта, напомнил Вячеслав Генне.
Сегодня свободна территория, которая расположена на другой стороне первого эстакадного моста от здания бывшей Биржи — ДК Моряков. В прошлом это место называлось Седельной площадью. Сейчас там находится паркинг. «Есть в проекте отдельным пунктом создание там плоскостного объекта, — сообщил главный архитектор. — Функция его пока непонятна, но он зафиксирован как место, куда могут приехать автобусы, выгрузить туристов, посмотреть Янтарную мануфактуру, коллекцию, которая, как я понимаю, будет продолжением, филиалом Музея янтаря».
Так же необходимо заняться и Литовским валом. Там напрашивается создание туристическо-рекреационного образовательного объекта на большой территории. Уже заканчивается согласование технического задания на разработку, скоро будет объявлен конкурс на проектирование.
«Это одна из немногих территорий, которые остались от „зеленого пояса“ архитектора Шнайдера, — обосновал необходимость такого подхода Вячеслав Генне. — Она сохранилась структурно-планировочно, имеет два крупных объекта — бастион „Кронпринц“ и сам вал-бастион Грольман».
Литовский вал как комплекс объектов представляют очень интересную ландшафтную площадку, которая фактически не используется, считает архитектор. «Предполагается ее реанимировать именно с туристическо-рекреационной и образовательной функцией, — обозначил он будущее этого места. — Есть план подключить БФУ имени Канта и разработать здесь такую полезную ландшафтную территорию, чтобы она получила свое звучание». Сейчас тут просто лес. Для того чтобы он стало парком, необходимо работать с дендроколлекцией — что-то убрать, что-то подсадить, создать прогулочные дорожки, почистить ров, сделать проколы в самом валу. «Там в двух местах есть возможность под самим этим валом пройти насквозь, — пояснил Генне. — Сейчас они заколочены и никак не используются».
В районе площади Василевского есть идея в районе складских сооружений «Обертайх» сделать «Город мастеров», где будут работать и торговать ремесленники. «К сентябрю мы должны отыграть конкурсы, сделать эту работу и отвезти проект на инвестиционную выставку в Москву как объект возможных инвестиций», — сказал Вячеслав Генне.
Кроме разработки Литовского вала, исторический факультет университета мог бы еще заняться изучением, систематизацией и каталогизированием исторических малых архитектурных форм Калининграда — барельефов на домах, скульптур, парковых объектов. Пока Вячеслав Генне подобных работ не видел. И уже зная, что есть и было, можно было бы продумать, как это сохранять и восстанавливать. Кроме того, напомнил он, некоторые исторические объекты, те же барельефы на зданиях, должны содержаться за счет собственников.
Музей или на край света
Вячеслав Генне думает, что пора вернуть зданию Штадтхалле, построенному в 1912 году, первоначальное предназначение как площадки для концертов и прочих массовых мероприятий. Тем более что сделать это можно быстро и без особых затрат, а такой формат в областном центре очень востребован.
«Использование его в качестве музея, в моем понимании, не совсем эффективно, — отметил он. — Здание Штадтхалле построено именно для этих целей. Это зал на 1 600 мест с огромной территорией, которая прилегает к озеру. Судя по фотографиям, это был огромный летний амфитеатр. Сейчас эта площадь никак не используется, не работает на город».
Правда, и само здание, и его территория принадлежат области, но городские власти уже обратились к губернатору с предложением рассмотреть такую возможность. «У нас реально дефицит таких площадок, а это готовое помещение, — пояснил Генне. — Для размещения музея есть огромное количество мест — тот же Литовский вал и бастион „Кронпринц“. Есть и другие исторические объекты, близкие к теме краеведения, которые могли бы принять музей».
Правда, региональный министр культуры Светлана Кондратьева, министерство которой и распоряжается сейчас этим объектом, говорит, что никаких подобных предложений не получала. «Тема эта в таком контексте вообще никогда не обсуждалась, — сообщила он в официальном комментарии. — Ни с сотрудниками министерства, ни со специалистами самого музея. По крайней мере, вызывает недоумение, что заговорили об этом в самый разгар масштабных ремонтно-восстановительных работ, которые проводятся в старом здании в рамках федеральной целевой программы развития Калининградской области». Она признала, что действительно когда-то это был «городской зал» для концертов выставок и тому подобного, но уже много лет здесь находится музей, который ежегодно посещают более 200 тысяч калининградцев и гостей города. «Историко-художественный музей, расположенный в историческом здании в центральной части города, востребован и в своей деятельности достаточно эффективен, — пишет она. — Зачем что-то менять?»
Действительно большие мероприятия, вроде концертов звезд мирового уровня, можно проводить на стадионе «Балтика» или вообще на побережье, говорит Вячеслав Генне. «У нас активно развиваются агломерационные связи с побережьем, и поэтому такую площадку на 20 тысяч и более мест, со стоянкой и так далее, нужно выносить куда-нибудь в поля, в Куликово, например, — пояснил он. — Или в бухте в поселке Филино у Приморья — сумасшедший вид, вся инфраструктура есть, природный амфитеатр, рядом «Балтийский Артек» на 500 мест. В той же Польше я видел грамотное использование ландшафтных особенностей в таких случаях».
Палаточно-рекламный вопрос
Под конец встречи Вячеслав Генне постарался успокоить через СМИ владельцев нестационарных торговых точек в Калининграде. Новый проект торгового павильона действительно есть, но на то, что уже стоит, новое решение распространяться не будет, подчеркнул он. Если все документы оформлены, если торговое место соответствует проектному плану, то его убирать не будут, заверил Генне.
Но в целом ничего плохого в том, что предложен новый облик, нет, считает архитектор. «Я считаю, что такие конкурсы нужно проводить ежегодно или вообще два раза в год, — пояснил он. — Появляются новые технологии и материалы. Это совершенно нормальный тон — разрабатывать к каждому Дню города новый символ, эмблему, слоган, логотип. И это должно отражаться в дизайне, в нашей городской эстетике. А она во многом формируется именно такими объектами. Зайдите за ТЦ „Меркурий“ и посмотрите, что там творится. И таких мест в Калининграде много», — привел он образец неэстетичного торгового пятака, зависшего «в стадии первых палаток». «Очень малая часть этого бизнеса предъявляет сама к себе нормальные требования по внешнему виду, — сказал Генне. — А остальные этого не делают и выглядят так, что становится стыдно. Некоторые места города из-за них похожи на фавелы в Бразилии».
Новый конкурс на разработку дизайна нестационарного торгового места уже обсужден со всех сторон с предпринимателями и будет включать пять номинаций: архитектурный проект павильона, киоска, павильона и киоска для установки в исторической части города, остановочный комплекс с торговым павильоном. И отдельно предполагается поработать над передвижными торговыми точками по продаже мороженого, очков, сувениров, овощей-фруктов. «Итоги этого конкурса будут иметь рекомендательный характер, — заверил он. — Мы будем рекомендовать эти объекты, эту стилистку при строительстве новых объектов малой торговли, реконструкции, перемещении и расширении старых».
В первую очередь новым обликом предложат воспользоваться тем, кто планирует открыть торговые точки на тех остановочных пунктах общественного транспорта Калининграда, где сегодня ничего нет. Их в городе порядка 230, в основном в новых микрорайонах. К сентябрю должен быть проект размещения киосков на этих остановках.
Кроме того, в Калининграде будет сокращено количество уличной рекламы. «В городе много рекламы. Мы сейчас делаем очень короткие договоры, чтобы максимально город очистить к 2018 году, откорректировать схему расстановки рекламы, малых торговых объектов, — сказал Генне. — Исчезнуть к этому времени должны все растяжки. Есть масса спорных объектов, которые потребуют массу времени на демонтаж. Сейчас даем отказы на размещение тех новых объектов, которые явно не соответствуют параметрам».
Мимо смерти
Велодорожки, которые в последнее время стали предметом даже программ партийных кандидатов на пост главы Калининграда, требуют простых и коротких решений, считает Вячеслав Генне. Быть велосипедистом в Калининграде — смертельно опасно, уверен он. Мы не привыкли к такому способу перемещения и не знаем как себя вести. Поэтому нужно постепенно, эволюционно менять и отношение людей к велосипедистам, и инфраструктуру, считает главный архитектор.
«У меня есть простое решение, — сообщил он. — Никто еще не показал мне простую картинку и не сказал, что „вот наш велосипедный маршрут длиной три километра, на нем нам нужно то то, то-то и то-то“. На самом деле вопрос очень простой — нужно определиться с маршрутом и сделать ряд согласований с ГИБДД, представителями жилищно-коммунальных служб, с горадминистрацией». Также нужно проанализировать места примыкания дорог и тротуаров друг к другу, где велосипедист пересекает проезжую часть и вступает в конфликт с правилами для автотранспорта. Бордюры нужно привести в соответствие с нуждами велосипедистов: вырезать кусок у перекрестка в зависимости от радиуса поворота, вставить три элемента — пандус и два замковых камушка. «И тут и инвалид, и велосипедист, и мама с коляской получают возможность нормально пересекать проезжую часть, — пояснил суть новации Генне. — Начинать это нужно с одного маршрута».
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter