В ноябре 2018 года в Калининграде по подозрению в превышении должностных полномочий была задержана главврач родильного дома №4 Елена Белая. Следствие полагало, что по ее вине умер новорожденный мальчик. Спустя полгода задержали еще одного калининградского медика — врача-реаниматолога Регионального перинатального центра Элину Сушкевич. Оба врача сейчас находятся под домашним арестом — их обвиняют в умышленном убийстве ребенка. «Новый Калининград» собрал всю историю того, как отказ от введения дорогостоящего лекарства, по версии следствия, превратился в инъекцию смертельной дозы препарата.
Ребенок родился глубоко недоношенным, весом всего 700 граммов. Предварительная причина смерти младенца — респираторные нарушения.
5 ноября в родильный дом № 4 в Калининграде доставили беременную 27-летнюю гражданку Узбекистана, которая на следующий день родила мальчика. Согласно сведениям из медучреждения, ребенок родился глубоко недоношенным — на 23-24-й неделе беременности. Вес младенца составил всего 700 граммов.
По данным регионального минздрава, пациентка поступила в роддом необследованной. «Безводный период длился более 48 часов. Беременность у женщины была третьей по счету. Первые две закончились самопроизвольными выкидышами», — сообщили «Новому Калининграду» в пресс-службе регионального правительства со ссылкой на министра здравоохранения Александра Кравченко.
Новорожденный умер 6 ноября. Предварительная причина смерти — респираторные нарушения у новорожденного, отметили в минздраве. После смерти ребенка его родители обратились в Следственный комитет.
По первоначальной версии следствия, и.о. главврача Елена Белая дала медперсоналу указания не делать младенцу необходимую инъекцию препарата. Согласно показаниям персонала, начальница объяснила это высокой стоимостью лекарства.
Новорожденному по медицинским показаниям для поддержания жизнедеятельности требовалось введение дорогостоящего препарата — речь идет о лекарстве «Куросурф» (восполняет дефицит и стимулирует продукцию эндогенного сурфактанта в функционально незрелых легких недоношенных детей), цена одного флакона которого колеблется в пределах от 22 до 24 тысяч рублей.
Как утверждали следователи, и.о. главврача Елена Белая дала медперсоналу указания «принять все возможные меры, чтобы ребенок не выжил». Свою позицию, согласно показаниям персонала, Белая мотивировала высокой стоимостью препарата.
Как уточнили в СК, «Куросурф» вводился ребенку как минимум один раз — вопреки требованию главврача. Младенец при этом был подключен к искусственной вентиляции легких.
Позже глава национальной медицинской палаты Леонид Рошаль отметил, что в соответствии с инструкцией повторное применение препарата возможно через 12 часов, а это значит, что ребенок скончался еще до того момента, когда должна быть сделана повторная инъекция.
В минздраве Калининградской области после задержания медика заявили, что дефицита препарата «Куросурф» для лечения новорожденных в медучреждениях региона нет.
Следствие инкриминировало Елене Белой совершение двух преступлений: отказ дать лекарство новорожденному и исправление истории родов. Против и.о. главврача возбудили уголовные дела по части статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия) и по части 1 статьи 286 УК РФ.
В СК тогда добавили, что точную причину смерти ребенка еще предстоит выяснить.
В роддом № 4 выезжала реанимационная бригада из Регионального перинатального центра, но, по данным СК, именно Елена Белая отказалась передать новорожденного в другое медучреждение.
В официальном ответе регионального минздрава на запрос «Нового Калининграда» говорится, что после рождения дети, нуждающиеся в дальнейшем оказании медпомощи и выхаживании (в том числе родившиеся преждевременно), направляются в Региональный перинатальный центр.
Калининградский неонатолог (врач, который занимается здоровьем новорожденных) на условиях анонимности рассказал «Новому Калининграду», что в роддоме № 4 есть все условия для оказания помощи ребенку, рожденному с дыхательной недостаточностью. «В перинатальный центр дети переводятся в случае, если ребенок требует длительного реанимационного интенсивного лечения. Естественно, он не должен находиться в обычном роддоме», — сообщил собеседник «Нового Калининграда».
15 ноября Елену Белую, которая занимала в роддоме № 4 пост начмеда и в последнее время являлась и.о. главного врача, задержали в собственном рабочем кабинете.
Когда стало известно о возбуждении в отношении Белой уголовного дела, на должность главврача назначили бывшего руководителя роддома № 1 Олега Седнева.
На следующий день после задержания Центральный районный суд Калининграда взял Белую под стражу. Медика отправили в СИЗО на два месяца. По мнению следствия, оставаясь на свободе, Белая могла оказывать давление на свидетелей. Врач свою вину во вменяемом ей преступлении отрицала.
С заявлением в поддержку Елены Белой выступила национальная медицинская палата (союз медицинского сообщества), возглавляемая известным российским педиатром и хирургом Леонидом Рошалем. Члены палаты посчитали, что смерть младенца не связана с инкриминируемым Елене Белой преступлением, и раскритиковали решение суда об аресте медика.
«Можно сделать заключение, что в родильном доме, вероятно, сложилась не совсем здоровая атмосфера. Не исключены внутренние разборки. Только что объявлен конкурс на должность главного врача родильного дома, на которые претендовала исполняющая обязанности», — сообщил Рошаль в заявлении союза медицинского сообщества.
Врачебная палата Калининградской области также заявила о намерении требовать смягчения меры пресечения для Елены Белой.
Несколько сотрудников роддома просили «оградить их от Елены Белой». Суд вышестоящей инстанции изменил медику меру пресечения на домашний арест.
20 ноября прокуратура обжаловала решение о взятии под стражу Елены Белой. Прокурор полагал, что избранная мера пресечения «не соразмерна совершенным деяниям и является чрезмерно суровой». Губернатор Антон Алиханов также обратился в региональное следственное управление СК РФ с просьбой смягчить меру пресечения арестованному медику.
В итоге 22 ноября Калининградский областной суд изменил меру пресечения Белой и постановил поместить врача под домашний арест. Медику запрещено общаться с потерпевшей и свидетелями, пользоваться интернетом. Позже срок домашнего ареста Белой неоднократно продлевали.
В ходе судебного заседания об изменении меры пресечения стало известно, что как минимум четыре сотрудника роддома № 4 заявили письменное ходатайство с просьбой оградить их от Елены Белой. Они рассказали следователям, что в день, когда умер новорожденный, Белая требовала от них «незаконных действий». Сама Белая предположила, что подчиненные могли дать против нее показания «из-за личной неприязни».
В тот же день Елене Белой было предъявлено обвинение.
Расследование уголовного дела в отношении Елены Белой передали в центральный аппарат СК РФ. Следователи арестовали еще одного калининградского медика и переквалифицировали преступление.
В конце ноября 2018 года стало известно, что глава СК России Александр Бастрыкин поручил передать уголовное дело врача экс-главы роддома № 4 Елены Белой в центральный аппарат ведомства.
Спустя более чем полгода, 28 июня, на рабочем месте сотрудники Следственного комитета РФ задержали в связи с расследованием уголовного дела врача-реаниматолога ГБУЗ КО «Региональный перинатальный центр». «Для нас это шок, и мы все просто подавлены», — отметила главврач центра Ольга Грицкевич, но уточнять имя медика и говорить, о каком преступлении идет речь, отказалась.
Позже стало известно, что речь идет о враче-неонатологе и неонатальном анестезиологе-реаниматологе Элине Сушкевич. По словам коллег, медика обвиняют в преднамеренном убийстве новорожденного — того самого младенца, который скончался в ноябре 2018 года в роддоме № 4. Именно Сушкевич приехала в тот день в роддом в составе реанимационной бригады.
По версии следствия, и.о. главного врача родильного дома Елена Белая «предварительно обсудила способ убийства ребенка» с Сушкевич. Затем по указанию руководителя роддома Сушкевич ввела смертельную дозу лекарственного препарата «Магния сульфат» новорожденному — младенец скончался. Магния сульфат оказывает противосудорожное, спазмолитическое, гипотензивное, седативное фармакологическое действие (в зависимости от дозы может наблюдаться седативный, снотворный или наркозный эффект). Также препарат понижает возбудимость дыхательного центра, а в больших дозах при парентеральном введении может вызвать паралич дыхания.
Также, по распоряжению Белой, уверены следователи, в историю родов были внесены ложные сведения о том, что имел место факт интранатальной смерти.
«Данные обстоятельства подтверждаются заключениями комиссионной комплексной судебно-медицинской экспертизы о причине смерти ребенка, спектрографической и других экспертиз, показаниями очевидца, присутствовавшего при совершении убийства, а также совокупностью других собранных по делу доказательств», — говорится в официальном сообщении Следственного комитета РФ.
Элине Сушкевич было предъявлено обвинение в совершении умышленного убийства малолетнего по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
На следующий день после задержания в отношении медика была избрана мера пресечения. Как сообщили «Новому Калининграду» в пресс-службе Центрального районного суда, изначально следователь настаивал на избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, но суд отказал ему и отправил Сушкевич под домашний арест до 14 августа 2019 года.
Следователи также переквалифицировали преступление, в совершении которого подозревается Елена Белая, — теперь медику предъявлено обвинение в организации умышленного убийства малолетнего по ч. 3 ст. 33 и п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
В защиту калининградского врача-реаниматолога высказались известные российские медики и губернатор, а фонд помощи недоношенным детям запустил флешмоб.
Российские медики и представители фонда помощи недоношенным детям «Право на чудо» выступили в поддержку задержанного врача перинатального центра. Они призвали максимально «привлечь внимание к справедливому расследованию этого дела» и предлагают установить рамку с хештегом #Я Элина Сушкевич на фото профиля, «чтобы как можно больше людей узнали о происходящем».
Элину Сушкевич также поддержал главный внештатный детский специалист анестезиолог-реаниматолог Минздрава России Сергей Степаненко. «Абсурдная статья. Это идиотизм полный. Можно говорить о врачебных ошибках; а то, что обвиняют в убийстве, преступном сговоре — это полный бред. Ребёнок не был оставлен в опасности. Он же в условиях лечебного учреждения находился. Тут бред на бреде! Критериев перевода подобных групп больных не существует. Каждый врач принимает эту проблему самостоятельно. Объективных критериев нет нигде в мире», — цитирует радиостанция «Говорит Москва» заявление Степаненко.
Глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль высказался о ситуации с арестом калининградского медика в своем твиттере: «Такого после 1953 года, когда докторов обвиняли в преднамеренном неправильном лечение членов Политбюро, еще не было. Опытного педиатра обвинили в убийстве новорожденного. Приехали. Будем серьезно разбираться. Надеемся на помощь центрального аппарата СК России», — отметил он.
На справедливое следствие и судебное разбирательство по делу Сушкевич рассчитывает и глава Калининградской области Антон Алиханов. Он заявил, что надеется на отсутствие у медиков злого умысла. «Но если у следствия есть подтверждение, что там были какие-то преднамеренные действия с целью лишения кого-то жизни, то это, конечно, ужасное преступление», — подчеркнул губернатор.
Текст — Екатерина Медведева, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter