
Проблема транспортной доступности Калининградской области обсуждалась в среду на прошедшем в госрезиденции в Пионерском совещании под руководством Владимира Путина. Президент предложил снизить цены на авиабилеты в Калининград за счет отмены НДС для авиаперевозчиков и назвал это хорошей новостью для калининградцев. Журналисты «Нового Калининграда.Ru» внимательно вслушались в беседу и выяснили, что на самом деле президент предложил убрать субсидии на авиаперевозки.
Основной авиаперевозчик «Аэрофлот» заявил, что денег на субсидии больше нет, и теперь он будет возить пассажиров в Калининград из Москвы и обратно по «плоскому» тарифу в 9350 рублей (на 1750 рублей дороже, чем по субсидируемым). Врио губернатора Антон Алиханов попросил Правительство РФ выделить дополнительные деньги.
«В рамках фиксированных бюджетных ассигнований мы видим, что данная модель эффективно будет существовать, только если сделать такую же социальную направленность, как по программе перевозок пассажиров Восточной Сибири, Севера и Дальнего Востока. Поддержку получат пассажиры пенсионного возраста и молодежь до 23 лет. Это позволит расширить границы программы без увеличения объема бюджетного финансирования. Или же придется увеличить объемы финансирования. Их пока в бюджетных корректировках нет», — сказал министр на совещании у Путина в среду.
После этого Соколов озвучил предложение, которое, судя по дальнейшей дискуссии, очень понравилось президенту. «В целом же для развития региональной авиации мы предлагаем, и сейчас это предложение прорабатывается на отдельных региональных маршрутах, обнулить ставку НДС. Это позволит на 12–13% увеличить объемы перевозок, это даст развитие региональным аэропортам. Выпадающие объемы будут компенсированы увеличивающимся потоком объема пассажиров», — сказал Соколов.
Когда слово на совещании передали врио губернатора Калининградской области Антону Алиханову, тот в первую очередь сделал реверанс в сторону нового собственника аэропорта «Храброво» Романа Троценко, «отметив его усилия» с аэропортом, с которым «мы мучаемся десятилетиями». «Первый итог позитивный, хоть и с небольшим опозданием в 1,5 месяца от заявленных, но получили — это очень радует», — сообщил врио губернатора.
«Но, к сожалению, вопрос с авиаперевозками для нас стоит крайне остро. Это единственный безвизовый вариант добраться до основной территории РФ. Позволю себе не согласиться с предложением (министра транспорта) ввести категоризации по субсидиям, позитива это не принесет». Алиханов напомнил, что в 2011 году льготные билеты в Калининградской области полагались только пенсионерам и молодежи, и воспользовались ими всего 3 тысячи человек.
«В этом году уже 300 тысяч воспользовались. Поэтому если стоит вопрос о том, что средств дополнительных нет, то ни в коем случае категоризацию вводить нельзя, лучше оставить всё как есть, потому что социальный эффект будет крайне негативным, — предупредил врио губернатора. — У нас помимо жителей Калининградской области эти билеты покупают жители других регионов РФ, это существенно увеличивает нашу туристическую привлекательность».
Врио губернатора сообщил, что правительство работает над повышением конкуренции — одной из главных мер, направленных на снижение цен на билеты. «У нас появляются новые компании, приходят в аэропорт „Храброво“, и мы эту работу будем продолжать», — заверил Антон Алиханов. Правда, он не упомянул о том, о чем не раз говорилось ранее: привлекать новых авиаперевозчиков сейчас крайне тяжело, потому что все еще продолжаются реконструкция аэропорта и ремонт
«По поводу субсидий — сейчас это порядка 340 млн рублей. И я, если позволите, просто расскажу вам такую маленькую историю. В прошлом году у нас было порядка 400 млн, и компании недоиспользовали 54 млн рублей. Они обязаны были продавать билеты, но не продавали. То есть они нарушали эти соглашения, а постановлением Правительства РФ не предусмотрено никакой ответственности за это нарушение. И у нас на такую же сумму сократились ассигнования в этом году», — продолжил врио губернатора.
«Почему для них выгоднее продавать по самой дорогой цене, если им там субсидируется?» — удивился президент.
«Экономика складывается таким образом, что заработок на субсидируемом билете — он, условно, фиксируемый. А заработок на обычном билете. В прошлом году у нас были билеты в
«Подождите, откуда такие цены?» — прервал его Владимир Путин.
«…Электронная система используется… Ну и мы работаем с новыми компаниями, чтобы они сейчас сюда заходили, — продолжил врио губернатора. — И я думаю, что ситуация будет улучшаться, по мере того как мы закончим работу по
На защиту «Аэрофлота» перед Путиным встал генеральный директор «Авиакомпании Россия» Дмитрий Сапрыкин. Он заверил, что «стоимость тарифа в части приведенного примера не является примером» и что «Аэрофлот» использует круглогодичный плоский тариф, который не зависит от колебаний. «Что касается использования субсидий, „Аэрофлот“ и „Россия“ являются получателями субсидий. Билет до Москвы 3800 рублей, все субсидии были выбраны группой „Аэрофлот“ полностью», — доложил он.
Но Владимир Путин, по всей видимости, думал уже о другом. «Максим Юрьевич (Соколов — министр транспорта) говорил об обнулении НДС для всех регионов. А если в Калининграде убрать НДС, насколько понизятся цены на билеты? На 10%? Это сколько будет?» — спросил он. «Если говорить о плоском тарифе „Аэрофлота“, билеты
Со стороны тут же сложилось впечатление, что история с отменой НДС была домашней заготовкой — ведь на фоне впечатляющих сумм в 70–75 тысяч за билет «в один конец» некая сумма «ниже 9 тысяч» за билет
«Для нас это единственный анклавный регион России. И здесь есть определенные сложности в коммуникации. Важно либо субсидировать в полном объеме на эти 10%, либо снять НДС, как исключение для Калининградской области, — заявил Путин, подчеркивая каждое слово. — Я знаю отношение Минфина к этому вопросу, что это разрушает систему. У нас нет других регионов, подобных Калининграду. Нужно или полностью субсидировать эти 10%, либо лучше всего снять для Калининграда. Это будет и инвесторам на пользу, потому что объем перевозок увеличится. И для граждан, и для представителей бизнеса, силовых структур ситуация поменяется».
«Можно ли уточнение вашего поручения по субсидиям? — взял «на карандаш» замминистра финансов РФ Андрей Иванов. — У нас есть две модели субсидий на транспорт. Вот одна, о чем говорил Антон Андреевич (Алиханов) — поддерживать отдельные категории, социальные. Для нас это тяжелая история, потому что…»
«Я сейчас не говорю обо всех направлениях, — веско прервал его Путин, — только о Калининграде!»
«Да, но Калининград поддержать именно как направление или категории определенные?» — пытался понять суть поручения замминистра.
«Калининград как направление. Для всех. Если НДС убрать, то минус 10% в цене, я так понимаю», — пояснил президент.
«Либо субсидия, которая?…» — сделал паузу после слова «которая» Иванов, ожидая, по всей видимости, что ему объяснят, о каких именно субсидиях идёт речь.
«Ну, с субсидиями сложно. Субсидии привязываются у вас, оказывается, к доходности по авиаперевозкам. Эти начинают хитрить, по сути, обманывать пассажиров, что у них дешевые билеты, а по сути — их там нет, этих дешевых билетов. А если убрать НДС — там нечего обманывать, минус 10% — и всё, чем изобретать такие сложные ходы. Я понимаю вашу позицию, — обратился он к представителю Минфина. — Но у нас таких анклавных территорий больше нет. Может, Сахалин. Но это другая история».
После этого замминистра финансов перевёл речь на ситуацию с паромами. Когда чиновники закончили её обсуждать, Владимир Путин вновь вернулся к теме авиаперевозок в Калининград. «НДС убираем. Я думаю, для жителей, тех, кто реально связан с Калининградом, это хорошая новость», — удовлетворенно заявил он.
Тут уже слово попросил его полномочный представитель на
«А если субсидии — то нужно распространить их на весь год, — вернулся Николай Цуканов к теме льготных перевозок. — Они у нас сейчас сколько?». «С мая по октябрь», — поддержал его нынешний врио губернатора Антон Алиханов. «Вот, нужно расширять действие на круглый год», — сказал Николай Цуканов. «Нет, тут же говорили — не субсидия, а просто снимаем НДС, — ответил Владимир Путин. — То, что решение должно быть комплексным, я согласен. Но НДС — это одна из ключевых вещей. Ясно, что должно быть и количество машин, и еще
К вопросу об НДС Путин вернулся уже во время личной встречи с Алихановым. «Что касается транспортной инфраструктуры, то надо довести решение о снятии НДС. Речь идет о снятии НДС вообще, чтобы не возникло через
Если поручение Владимира Путина будет исполнено и вместо субсидирования авиаперевозок просто будет отменен НДС, ожидать снижения цен на авиабилеты в Калининград не стоит. Ведь очевидно, что озвученные Минтрансом «ниже 9000 рублей» за билет после обнуления НДС — это больше, чем 7800 рублей по программе субсидирования. Возможно, президент просто не понял подчиненных, а те побоялись у него уточнить, что именно он имеет в виду. Куда хуже версия о том, что чиновники просто разыграли разговор таким образом, чтобы избавить казну от расходов на программу субсидирования авиаперевозок.
Текст — Оксана Майтакова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter