Проект строительства четырех новых электростанций в Калининградской области ценой порядка 100 млрд руб. позиционировался как геополитический. Он был призван обеспечивать область электроэнергией, если Литва отсоединится от общей энергосистемы, построенной еще в советское время. Вопросы безопасности традиционно берут на себя федеральный бюджет и госкомпании. «Новый Калининград» рассказывает, как эти инвестиции ударили по калининградцам и конкурентоспособности местной экономики.
Если бы не случилась пандемия коронавируса, то резкий и сложно объяснимый рост цен на электричество для бизнеса в Калининградской области был бы главной проблемой предпринимателей сегодня, говорит глава совета Калининградской торгово-промышленной палаты Сергей Лютаревич. Пока же целые отрасли калининградской экономики закрыты властями в связи с коронавирусом, а в больницах умирают врачи, протест бизнеса против резкого роста тарифов звучит невыразительно, но будет все четче проступать с угасанием пандемии.
По оценкам предпринимателей, цена на электричество в начале года выросла примерно на 20-30%, а 1 июля произойдет еще одно повышение тарифов примерно на 10%. Таким образом, рост цен на электроэнергию за год примерно в 10 раз превысит годовую инфляцию в области.
Тариф на электроэнергию, грубо говоря, складывается из трех основных составляющих: оптовой цены электричества (по которой она покупается у электростанций), услуг электросетевой компании за передачу электроэнергии (в нашем случае — государственной «Янтарьэнерго») и сбытовой надбавки, то есть услуг компании, продающей электроэнергию населению и бизнесу (в Калининградской области это «Янтарьэнергосбыт», который принадлежит «Янтарьэнерго»). Причиной резкого роста цен на электричество в Калининградской области стало увеличение всех трех составляющих.
Госпрослойке нужны деньги
До того как Кремль решил строить в Калининградской области новые электростанции, здесь производилось значительно больше электричества, чем регион мог потребить. Установленная мощность основной электростанции, ТЭЦ-2 (полностью введена в эксплуатацию в 2010 году), составляет 900 МВт, а пиковое собственное потребление даже в последние годы колебалось около 780 МВт. Излишки производимого электричества традиционно продавались в Литву.
Планомерный выход Литвы из единой с областью энергосистемы создавал риски: если соседняя страна отключается от энергокольца БРЭЛЛ, то при возможной аварии на ТЭЦ-2 или необходимости поставить ее на ремонт недостающую электроэнергию негде будет взять. Толчком к реализации проекта стал блэкаут 2013 года, когда остановились оба энергоблока ТЭЦ-2, пострадали две трети населения области и стала очевидна зависимость региона от транзита электроэнергии через территорию Литвы.
Единственным способом уйти от этой зависимости было строительство в области электростанций «на все случаи жизни». Причем как на газу, который можно доставлять морем через специально построенным терминал, так и на угле (видимо, если сухопутный газопровод перекроют сопредельные государства, а морской газовый терминал взорвут). В 2019 году завершился основной этап строительства трех газовых электростанций и прегазицикационного терминала, а уже 1 января, по данным областной службы по тарифам, оптовые цены на электроэнергию в области выросли почти на 25%.
«Из четырех существующих и одной возводимой электростанции на территории области (инвестиционные затраты полностью учтены в тарифе на покупную мощность) в настоящее время работают две — Калининградская ТЭЦ-2 и Прегольская ТЭС», — говорится в ответе областной службы по тарифам на запрос «Нового Калининграда».
Прегольская ТЭС — это, по сути, «пристройка» к ТЭЦ-2 мощностью 455 МВт. В 2020 году ее начали загружать в связи с ремонтом одного из основных энергоблоков ТЭЦ-2. Две отдельно стоящие новые электростанции в Гусеве и Советске практически перестали вырабатывать электроэнергию, но их содержание, как видно из ответа службы по тарифам, необходимо оплачивать через тариф.
Формально новые электростанции являются коммерческим проектом, инвестором в котором выступил «Роснефтегаз» — одна из самых закрытых российских госкомпаний. Через нее государство владеет энергетическими активами (долями в «Роснефти», «Газпроме» и «Интер РАО»). В 2015 году правительство разрешило ей не публиковать отчетность. Именно «Роснефтегаз» выделил 120 млрд руб. на строительство музейных комплексов в Калининградской области, Приморском крае и Крыму.
Ранее сообщалось, что новые инвестиции в калининградскую энергетику планируется окупить за 15 лет с доходностью 14%. Но калининградский рынок слишком мал, чтобы оплатить дорогую и ненужную ему дополнительную мощность. Поэтому порядка 27 млрд в год планировалось собирать с потребителей в остальной европейской части России.
Калининградские электростанции юридически принадлежат компании «Калининградская генерация» (почти 100% долей у «Роснефтегаза», символическая доля — у «Интер РАО»). В 2018 году, когда уже ввели в эксплуатацию ТЭС в Гусеве и Советске мощностью 312 МВт, она показала выручку 3,4 млрд руб. Чистая прибыль равнялась ее половине — 1,7 млрд руб. Отчетность за 2019 год пока недоступна.
Согласно планам властей, 1 июля цена электроэнергии в Калининграде на оптовом рынке должна была вырасти на беспрецедентные 40% после роста в первом полугодии почти на 25%. На фоне падения экспорта электроэнергии в Литву из-за коронавируса ФАС в конце мая ограничила рост тарифа пятью процентами (цены на электричество в области зависят от того, сколько электричества продадут в Литву). Этого удалось добиться за счет перекладывания части дополнительной платы (порядка 1,3 млрд руб.) с Калининграда на предприятия в европейской части России.
«Янтарьэнерго» тоже нужны деньги
Второй составляющей тарифа для бизнеса являются услуги «Янтарьэнерго» по передаче электроэнергии. В последние несколько лет сетевой монополист делал огромные инвестиции за счет своей материнской компании — «Россети». Они в основном шли на два направления — подключение новых энергетических объектов (в том числе инфраструктуры нового регазификационного терминала) и объектов Чемпионата мира по футболу. Только в 2017-2019 годах инвестиционная программа «Янтарьэнерго» составила почти 21 млрд руб. Сетевая компания не может включать в тариф свои инвестиции, но ей разрешено компенсировать их через включение в тариф амортизации вложений. Амортизация — это, по сути, равномерное включение в стоимость производства электроэнергии ранее сделанных инвестиций. Как видно из документов службы по тарифам, с 2017 года ежегодный размер амортизационных расходов «Янтарьэнерго» вырос втрое — со 455 до 1289 млн руб.
Когда сетевая компания подключала новые электростанции, то показала огромную чистую прибыль: в 2017-2018 годах она составляла по 2 млрд руб. С этой прибыли «Янтарьэнерго» должна была сразу заплатить налог. Ранее глава сетевого монополиста Кирилл Юткин называл прибыль своей компании «бумажной», так как деньги, с которых должен быть уплачен налог, не были на тот момент заработаны. Поэтому компания брала кредиты, чтобы заплатить 1,1 млрд руб. налога, и теперь все эти расходы, включая сам налог, надо учесть в тарифе для бизнеса и населения.
В предыдущие годы областная служба по тарифам старалась не злоупотреблять включением огромного налога в тариф, в результате чего к 2020 году у «Янтарьэнерго» осталось «не возвращенными» ей населением и бизнесом через тариф 985 млн руб. Поэтому на 2020 год областные власти включили в тариф «выпадающие доходы» прошлых лет на 578 млн руб.
Говоря о ценах на электроэнергию, нужно отметить, что в калининградских сетях сегодня пропадает почти 16% электроэнергии и затраты на покупку утраченного ресурса также включаются в тариф. В деньгах это порядка 1,5 млрд руб. в год, и за последние три года эта цифра существенно не изменялась. По данным аналитического доклада Высшей школы экономики, в среднем по России потери в сетях составляют порядка 10%.
Огромная инвестиционная программа сетевой монополии и большая прибыль создали чрезвычайное давление на тариф, указывается в протоколе правления службы по тарифам, которая в конце 2019 года принимала решение о резком повышении платы «Янтарьэнерго» во втором полугодии 2020-го. Ставка на содержание сетей росла на 27-33%. «Ситуация также обостряется из-за отсутствия значительного прироста потребления, так как реализуемые мероприятия не влияют на прирост потребления», — отметили в службе по тарифам. На самом деле у бизнеса не фиксировался прирост, напротив, снижение потребления составило почти 4%. На 1% росло потребление электричества населением. И это также являлось частью проблемы.
Повышение платы за электричество для бизнеса и населения регулируется по-разному. Простым гражданам нельзя повышать цену на электричество больше, чем на 5% в год. Но кто-то должен оплачивать быстро растущие аппетиты владельцев электростанций и сетевых компаний. Поэтому существует механизм так называемого перекрестного субсидирования, когда то, что нельзя собрать через повышение цен населению, собирают через повышение цен бизнесу. Расчетный размер перекрестного субсидирования в минувшем декабре на предстоящий год служба по тарифам оценивала в 1,7 млрд руб.
ФАС России отказалась согласовывать рост ставки на передачу электроэнергии в полном объеме и ограничила рост стоимости передачи энергии для бизнеса десятью процентами. Чтобы уместиться в этот рост, областному тарифному регулятору пришлось вырезать из планируемой выручки сетевых компаний (главным образом «Янтарьэнерго») почти 190 млн руб. То, что служба вырезает из тарифа для его «сглаживания», не списывается навсегда. Эти деньги должны быть собраны с населения и бизнеса через тариф в последующие годы. Поэтому последствия огромной инвестпрограммы «Янтарьэнерго» 2017-2019 годов будут подталкивать рост цен на электричество для бизнеса еще долго.
Золотой эталон
По данным региональной службы по тарифам, доля третьей составляющей тарифа, так называемой сбытовой надбавки, в структуре тарифа невелика и составляет немногим более 6%. Но именно эта переменная вырастет с 1 июля для бизнеса на беспрецедентные 75%. Главная причина столь резкого роста — в изменении системы расчета тарифов для энергосбытовых компаний.
С 2018 году Федеральная антимонопольная служба начала реформу тарифной политики «сбытов» в России. Ее суть состояла в том, чтобы убрать вольницу сбытовых компаний по установлению себе надбавок (то есть доходов) и привязать их к усредненному общероссийскому эталону. Если затраты «сбыта» были выше эталона, он их был обязан снизить за два года, а если ниже эталона — поднять до среднего уровня в течение трех лет. Замглавы ФАС Виталий Королев накануне проведения реформы уверял, что суммарно доходы сбытов в России уменьшатся за три года на 12,7 млрд руб. При этом декларировалось, что сбыты смогут закладывать в свою надбавку коммерческую прибыль, чего раньше не делалось, и от этого станут более рыночным бизнесом.
На практике вышло иначе. «Сообщество потребителей энергии», которое объединяет крупную промышленность, в начале 2020 года оценило фактический рост доходов сбытов от реформы за три года в 53 млрд руб.
Калининградский энергосбыт вошел в число основных бенефициаров произошедших изменений, а область стала регионом с одной из самых высоких скоростей роста стоимости услуг сбыта. Если в 2017 году «Янтарьэнергосбыту» по старым правилам согласовывали валовую выручку в 730 млн руб., то уже в 2018 году она выросла на 36%, до 995 млн, а к 2020 году достигла почти 1,7 млрд руб, увеличившись за три года в 2,3 раза — почти на миллиард рублей. В протоколе заседания службы по тарифам об установлении надбавки на 2020 год не раскрывается размер «предпринимательской прибыли» компании. Годом ранее она закладывался в размере 130 млн руб.
В обычной ситуации сбытовой бизнес должен быть отделен от сетевого и может принадлежать частным лицам. Если бы «Янтарьэнерго», которое передает электроэнергию по своим сетям, находилось в обычном российском регионе, то не могло быть прямо связано с «Янтарьэнергосбытом», который собирает деньги с бизнеса и населения, объясняет глава управления ФАС по Калининградской области Артур Демкин.
Но для Калининградской области и еще ряда регионов было сделано исключение, и калининградской сетевой компании разрешили владеть сбытом. Поэтому на «коммерческую прибыль» от участия в сбытовом бизнесе может рассчитывать сетевой монополист.
В декабре 2019 года стало известно, что цены на электричество для промышленности в России оказались выше, чем в США и некоторых странах ЕС (Швеции и Франции). Эти данные противоречили официальной позиции Минэнерго, гласящей, что в России сравнительно дешевое электричество. Оказалось, что власти делали свои сравнения на основе данных от всего восьми предприятий с крайне высоким потреблением электричества (чем больше потребляемая мощность, тем ниже цена). Их сопоставляли со сравнительно небольшими европейскими компаниями, потребляющими в 100-200 раз меньше электроэнергии. У Минэнерго получалось, что по итогам 2018 года промышленность в России платила 2,29 руб за кВт/ч, а в ЕС цена была в среднем почти вдвое больше — 4,77 руб.
К началу 2020 года средняя стоимость электроэнергии для промышленности, по данным Евростата, в пересчете по курсу на соответствующую дату составляла 4,4 руб. В первом полугодии калининградский рыбколхоз «За Родину» платил за электричество 4,3 рубля, а с первого июля начнет платить 4,9 руб. Для их коллег из группы компаний, в которую входит молочная компания «Залесский фермер», цена электричества возрастет до 5,1 руб. за кВт/ч.
Текст — Вадим Хлебников, фото — Виталий Невар / Новый КалининградНашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter