«Газета с независимым флёром»: как и почему развалились «Новые колеса»
05 июня 2018, 15:10

Вслед за арестом Игоря Рудникова его газету «Новые колеса» стали преследовать неприятности. К началу 2018 года издание фактически лишилось финансирования, а типография в одностороннем порядке разорвала отношения с еженедельником. В начале апреля журналисты газеты заявили, что она закрывается, еще через месяц «Новые Колеса» возобновили работу в интернете. Сколько это продлится, неизвестно, поскольку суд по требованию Роскомнадзора постановил заблокировать сайт еженедельника. Ответственность за происходящее журналисты издания возложили на правительство Калининградской области, ФСБ и Следственный комитет. Эксперты полагают, что закрытие «Новых колес» — прямое следствие давления региональных властей на СМИ. Корреспондент «Нового Калининграда» восстановил картину последних месяцев жизни одного из самых старых печатных изданий области и попытался разобраться, почему оно в итоге закрылось.
Преследуемый журналист
Уже тогда, в ноябре 2017 года, будущее «Новых колес» выглядело неопределённым. Игорь Рудников, арестованный по подозрению в вымогательстве у главы регионального СК Виктора Леденева более 3 млн рублей, ждал отправки в Лефортово; его заместитель Юрий Грозмани, наделенный функциями главреда прямо во время судебного заседания, с тревогой в голосе говорил, что выпуск еженедельника теперь «крайне затруднен». Впрочем, настоящие проблемы у еженедельника начались чуть позднее.
После ареста Рудникова почти все силы редакции газеты были брошены на то, чтобы привлечь максимальное внимание к случившемуся. В статьях, выходивших в «Новых колесах» с ноября 2017 года по январь
Активность сторонников Игоря Рудникова и читателей «Новых колес» вскоре вышла в офлайн. Началось все с одиночных пикетов, а в декабре 2017 года в Калининграде прошел согласованный властями митинг в поддержку газеты и ее главреда. У Дома искусств собралось около сотни человек. На последующих акциях протеста число участников неуклонно снижалось. К концу
После непродолжительного периода затишья, связанного в том числе и с наступившими новогодними праздниками, ситуация вокруг «Новых колес» вновь обострилась. В середине февраля 2018 года стало известно, что еженедельник получил два предупреждения от Роскомнадзора. Юрий Грозмани рассказывал тогда «Новому Калининграду», что у ведомства были претензии к двум заметкам, напечатанным в газете. В первой, по словам Грозмани, Роскомнадзор усмотрел разглашение тайны следствия, а во второй рассказывалось о сложностях при посещении заключенных СИЗО «Лефортово», где находился под стражей Игорь Рудников.
Игорь Рудников
Конец финансирования
Внимание Роскомнадзора, однако, оказалось не самой большой проблемой для «Новых колес». Существенный удар по еженедельнику нанес отъезд на Украину издателя газеты Светланы Березовской. Именно ее Рудников осенью 2017 года попросил встретиться в кафе с главой регионального СК Виктором Леденевым. Тот, по словам
Грозмани рассказывает, что на Березовской как на издателе лежала вся
Когда тиражи упали почти вдвое (до 3 тысяч экземпляров с 6–7 тысяч), типография, до этого сотрудничавшая с «Новыми колесами», расторгла договор в одностороннем порядке. В типографии это объяснили тем, что печатать тираж количеством менее трех тысяч экземпляров на существующей технике нерентабельно. «Причины сугубо политические, просто они красиво вышли из ситуации, сказав, что это экономически невыгодно», — отмечает Грозмани.
Разрыву отношений с типографией предшествовал эпизод, который, по сути, и похоронил надежды редакции «Новых колес» на дальнейший выпуск газеты. В конце марта 2018 года в торговых сетях и киосках с прессой стали изымать очередной выпуск издания. Центральной темой номера стала история Александра Закамского, который погиб в СИЗО. После этого был выпущен еще один, но и его тоже изъяли, утверждал Юрий Грозмани.
4 апреля «Новые колеса» прекратили существование в печатном виде. «Поминки каждый желающий может провести самостоятельно, так как нынешний политический режим не приветствует всякого рода несанкционированные сборища. В общем, нашу боль не измерить и в слезах не излить, мы „НК“ как живую будем вечно любить», — сказал журналист газеты Александр Захаров. При этом самим Захаровым весной 2018 года заинтересовались правоохранительные органы после его статей о Марии Зюзиной, судившей обвиняемого в нападении на Игоря Рудникова. В квартире Захарова проводили обыск, а его коллег вызывали на допрос в качестве свидетелей. По словам журналистов «Новых колес», Захарова якобы заподозрили в оскорблении Зюзиной как представителя власти. Сам журналист говорит, что он все еще находится в статусе свидетеля, а не подозреваемого.
Повод напрячься для всех журналистов
Ответственность за закрытие газеты и.о. редактора «Новых колес» возложил на сотрудников ФСБ и губернатора Калининградской области Антона Алиханова. Через два дня после публичного заявления Грозмани международная организация «Репортеры без границ» потребовала прекратить давление на еженедельник. По мнению руководителя отдела Восточной Европы и Центральной Азии «Репортеров без границ» Йоханна Бира, власти использовали «все возможные приемы», чтобы заставить журналистов газеты замолчать. «То, что происходит с этим изданием, подтверждает общую тенденцию, касающуюся СМИ этого региона, который еще не так давно считался одним из самых терпимых к независимой журналистике, — считает Бир. — Мы требуем у властей прекратить преследования, которые невозможно квалифицировать иначе как цензуру. Необходимо, чтобы „Новым колесам“ дали возможность возобновить работу, чтобы немедленно был освобожден Игорь Рудников и прекращено открытое преследование его и его коллег». Никакой реакции от властей не последовало.
Полное равнодушие к ситуации с «Новыми колесами» проявили и общественные институции Калининградской области. Так, председатель комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами и СМИ Общественной палаты Калининградской области Игорь Селиванов сказал «Новому Калининграду», что не интересовался историей «Новых колес». Его заместитель Марина Васильева (является соучредителем медиахолдинга «Западная пресса») от комментариев вовсе воздержалась. Получить комментарий у главы Союза журналистов Калининградской области Анатолия Стародворского не удалось. С официальным заявлением по поводу происходящего с «Новыми колесами» местный союз журналистов, в отличие от их федеральных коллег, не выступал. Те еще в ноябре
Москва в целом уделила куда больше внимания судьбе «Новых колес». Например, много о Рудникове и его газете писал обозреватель «Новой Газеты» и член совета по правам человека Леонид Никитинский, видевший в этом в первую очередь давление на СМИ.
Именно в оптике давления на независимую прессу рассматривают ситуацию с калининградским еженедельником в федеральном центре. «Мнения совершенно разные, но у внешнего наблюдателя, который не связан с Калининградской областью, [ситуация с „Новыми колесами“], естественно, вызывает стойкое ощущение зачистки свободных СМИ и политического преследования Игоря Рудникова», — сказал в беседе с «Новым Калининградом» заместитель генерального директора организации «Трансперенси Интернешнл** Россия» Илья Шуманов. Он при этом подчеркивает, что люди, которые хотя бы немного связаны с Калининградской областью, понимают, что «Новые колёса» — это не просто независимое издание, которое сохранилось до последних лет. Для связанных с регионом людей, по словам Шуманова, газета является достаточно одиозным изданием с не совсем положительным имиджем с точки зрения репутации.
«На мой взгляд, истина
Главный редактор издания «Медиазона»*** Сергей Смирнов, посетивший в Москве одно из судебных заседаний по продлению меры пресечения Игорю Рудникову, в переписке с корреспондентом «Нового Калининграда» заметил, что история с главредом «Новых колес» — это «повод напрячься для всех журналистов». «Мы не в Калининграде, но у нас из Москвы это выглядит именно как давление. Я допускаю, что история сложнее и сам Рудников был депутатом. Но все равно, такое обвинение, когда журналист якобы вымогает деньги у главы местного СК, выглядит совершенно неубедительно», — сказал Смирнов.
По мнению Ильи Шуманова, «Новые колеса» были «знаковой газетой с независимым флером», которую в России знали очень хорошо. «И самого Игоря Петровича хорошо знали. К нему очень положительно относятся в Москве, даже некоторые политики федерального уровня, с которыми я разговаривал. Он интегрирован был в журналистскую тусовку. Другие газеты, которые приходят мне на ум, на фоне „Новых колёс“ блекнут», — говорит Шуманов.
Разравнивание повседневного шума
Попытку хоть
Через три дня после заявления о возобновлении работы в интернете Таганский районный суд Москвы удовлетворил иск Роскомнадзора о блокировке сайта газеты «Новые колеса». Содержание иска неизвестно ни редакции, ни юристу «Новых Колес» Михаилу Золотареву, однако они намерены его обжаловать. На момент публикации статьи сайт «Новых колес» открывается. Последние события, происходящие с еженедельником, Юрий Грозмани рассматривает исключительно как продолжение уголовного преследования Игоря Рудникова.
Илья Шуманов из «Трансперенси Интернешнл** Россия» полагает, что закрытие «Новых колес» свидетельствует если не о зачистке информационного поля, то однозначно о «разравнивании» региональных СМИ. «Это такое вот разравнивание региональных СМИ,
Илья Шуманов говорит, что к «разравниванию» СМИ приложил руку каждый калининградский губернатор. «Если не лично губернаторы, то, по крайней мере, их подведомственные подразделения, курирующие информационную политику, внутреннюю политику прежде всего.
Долги по алиментам
Днем 1 июня на пороге редакции «Новых колес» на ул. Черняховского появились судебные приставы. «Неожиданно нагрянула толпа судебных приставов. Три женщины в штатском и пять вооруженных мужчин. Они показали постановление [суда]. Я как понял, это якобы связано с алиментами, которые Рудников якобы не платил», — рассказал журналист газеты Алексей Малиновский. Приставы, по его словам, основывались на том, что Игорь Рудников прописан в редакции «Новых колес».
Вскоре на сайте регионального управления судебных приставов появилась информация, что задолженность составила 350 тысяч рублей. Персональные данные должника не назывались, однако из сообщений журналистов редакции в Facebook**** можно сделать вывод, что речь в
Официально у Рудникова сын один, и он живет в США. Однако из заявления приставов следует, что Рудников задолжал другому ребенку — внебрачному. Как оказалось, речь идет о сыне одной из бывших сотрудниц «Новых колес». Вкратце об истории с внебрачным сыном (суд признал факт отцовства) Рудникова рассказал у себя в «Фейсбуке****» Алексей Малиновский. Журналист газеты утверждает, что женщина «шантажировала» Рудникова и «подкинула ребенка в редакцию». «Потом был долгий судебный процесс, и судья удовлетворила её претензии,
Юрий Грозмани
Арест имущества Юрий Грозмани расценил как ответный шаг силовых структур на попытку продолжить выпуск «Новых колес» онлайн. «События очень стремительно развиваются. Но у нас есть творческие силы, и мы будем публиковать на сайте материалы в поддержку Игоря Рудникова. У каждого же есть компьютер», — рассказал о планах Грозмани. Он утверждает, что, несмотря на все сложности, редакция не распущена: «Все сотрудники работают на добровольной основе, безвозмездно, не получая денег».
Впрочем, от далеко идущих прогнозов журналист воздерживается — по его словам, сейчас в редакции нет даже доступа в интернет.
Текст — Олег Зурман, фото — Виталий Невар, «Невар Калининград»
* Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" — Организация внесена Минюстом в реестр реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента.
** Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" — Организация внесена Минюстом в реестр реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента.
*** Общество с ограниченной ответственностью «ЗП» — Организация внесена Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
**** Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ