Архитектор Копылов о проекте застройки у Дома Советов: «Здесь будет Сельма»

Изображение из презентации «Студии 44»
Изображение из презентации «Студии 44»
Все новости по теме: Сердце города

Калининградский архитектор Олег Копылов раскритиковал новую концепцию застройки территории Центральной площади в Калининграде, которую презентовал во вторник руководитель архитектурного бюро «Студия 44» из Петербурга Никита Явейн.

Копылов предложил опираться на международный опыт при формировании нового городского центра и в качестве примеров привёл Потсдамер-плац в Берлине, Рокфеллер-центр и Линкольн-центр в Нью-Йорке, а также Дефанс в Париже.

«На мой взгляд, эта работа отстаёт лет на 40 от того, что было сделано в тех объектах, про которые я говорю. Очень уважаю Никиту Игоревича [Явейна], он хороший архитектор, но у него очень плохое техническое задание, неправильно составленное. Силуэт напоминает большой жилой район. Это не центр города. Типология жилья, современного какого-то жилья где-то в Бирюлёво. Вот просто жильё», — сказал он.

По словам Копылова, «катастрофическая ошибка» проекта — отказ от «якорной функции зрелищных объектов». Архитектор считает, что в центре должны быть театры и концертные залы, иначе людям незачем туда ходить.

«По поводу жилья. В общественном центре, конечно, строить жилье — это, мягко говоря, неправильно. Жилая функция — это носки на балконе, простыни и прочее такое. Это быт, бытовая вся жизнь, она будет видна в этих зданиях, если там будут жить люди. Если вы говорите „отели“, то много их здесь не построишь, если вы говорите „апарт-отели“, то это жильё. Надо отличать апарт-отель в российском понимании от жилого небоскреба в Нью-Йорке. Там совершенно другие принципы, там другие люди живут, другие цены, и там уровень жилья совсем другой. Здесь мы так не сделаем, здесь будет Сельма. Это всё наводит на мысль, что мы не получим здесь того, чего хотим», — отреагировал он на идею построить апартаменты в историческом центре города.

Также архитектор раскритиковал новую главную площадь, назвав её «продуваемой ветрами площадкой с современным мощением», и архитектурные решения представленных в проекте зданий.

«По поводу зданий — мне кажется, они все очень громоздкие. Просто какие-то сундуки. <...> Вот посмотрите на силуэты, это какая-то просто крепость, просто стена сплошная. При таком кубическом объёме здания, там вообще непонятно, что это за форма. Нет там композиции, не получается композиция. Каждое здание само по себе интересно, а когда их все собирают, это просто сундуки какие-то. Прошу прощения, но это самый близкий образ, который приходит на ум. Даже если бы эти сундуки, какие-то из них, остеклили, сделали прозрачными, наверное, это дало бы объекту какой-то импульс. Прозрачность, отражение, еще какие-то вещи. Заменить, ещё два-три материала ввести туда. Сделать одно здание белым, другое — зеленоватым, третье — кирпичным, четвёртое — ещё каким-то, из бетона. Создать некое разнообразие. Сейчас это единообразие фасадов из кирпича... они все одинаковые . Со всех сторон смотришь, не поймёшь, чем это здание отличается от того. Это неправильно. Когда мы имеем набор из 15 зданий или сколько там, нельзя мыслить в таких единых материалах», — пояснил он.

Среди плюсов проекта Копылов назвал план, идею подземного перехода под ул. Шевченко и спуски к Московскому проспекту с видом на остров Канта.

В свою очередь Никита Явейн напомнил, что он «единственный из российских архитекторов, трижды побеждавший хотя бы в WAF (международная архитектурная премия — прим. „Нового Калининграда“), хотя участников была добрая сотня».

«Думаю, опыта и понимания у нас как минимум не меньше. Могу сказать, что вы не совсем правы. Ваш перечень достаточно ущербный, на мой взгляд», — ответил он Копылову.

Явейн заявил, что театры не являются якорями для общественных пространств, а упомянутый Копыловым Линкольн-центр — в дневное время «самое пустое место в Нью-Йорке». Также автор проекта заявил, что в современном мире жильё — это обязательный атрибут общественных центров.

«Господа, ну я немного больше знаю, чем вы, при всём уважении к вам, — сказал Явейн. — В противном случае нет контроля, ведь жилец воспринимает территорию как свою, и именно он звонит в полицию, когда что-то не так. Сразу образуется система бабушек, которая является основой для контроля и какого-то порядка на той или иной территории. В той же мере магазины первых этажей, но жильё — это безусловное условие для функционирования».

Что касается «сундучности» зданий, то, уверен архитектор, любой дом можно назвать сундуком. «Более силуэтных домов я, честно говоря, не видел. Если только какие-нибудь московские небоскрёбы. <...> Смешно защищать собственный проект. Не нравится, ну что тут сделаешь. Это нормально, это всегда правильно, что кому-то нравится, кому-то не нравится, значит, есть что обсудить. По поводу того, что мы отстали с этим, я скажу — это чистая неправда. А если вы говорите, что Потсдамер-плац — это хорошо, то я вас не понял либо вы там не были. <...> И Потсдамер-плац, если вы возьмёте силуэт всего комплекса, он такой сундучный относительно этого, он на порядок сундучнее, выше и так далее! Давайте я вам силуэт Потсдамер-плац нарисую, это будет вот такой сундук, без дырок почти», — высказался Никита Явейн.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]