Многие жители Калининграда в январе оказались неприятно удивлены, увидев счета за отопление. В некоторых домах суммы достигли
Почему горожанам пришли такие большие счета? Сработали три фактора: морозный январь, повышение перед нынешним отопительным сезоном тарифа на отопление на 10% и тотальный переход от расчета по нормативу к расчету по фактическому потреблению (то есть, повсеместная установка счетчиков).
Но установка счетчиков должна приводить к экономии, почему вышло наоборот? И вовсе не должна. Бесстрастный (в теории) общедомовой прибор может лишь сказать нам, сколько гигакалорий тепла потребляет дом. Расход энергии (а с ним и итоговый счет за тепло) для всего дома зависит от настройки оборудования и теплопотерь. К последним ведут «прохудившиеся» трубы отопления, неутепленные фасады, выбитые окна в подъездах и даже неуемная страсть ваших соседей к проветриванию квартир.
Как разбитое окно или неутепленный фасад вообще могут влиять на рост цены за тепло? Если в квартирах и подъездах холодно — повышается расход теплоносителя. Попробуем перевести на русский. Температура воды, которая «заходит» в дом, зависит от температуры воздуха на улице и варьируется. При пяти градусах тепла, например, в дом должна подаваться вода температурой около 70 градусов. А так называемая «обратка» (вода, которая отводится из системы после того, как прошлась по вашим трубам) должна быть примерно 42–45 градусов. Расчет объёма потреблённого тепла (гигакалория) зависит от объема поданной воды, а также ее температуры на «входе» и «выходе». Если в помещении холодно, батареи отдают больше тепла, вода сильнее остывает на «выходе». То есть, при той же температуре подачи (в нашем случае — 70 градусов) и прежнем ее объеме счетчик фиксирует большее количество потребленных домом гигакалорий.
В «Калининградтеплосети» тариф — 2190 рубля за 1 гкал
Но ведь «лысые» трубы и «голые» фасады в Калининграде не вчера появились, неужели раньше эти потери никто не учитывал? Теоретически, конечно, учитывали. Расчет производился исходя из возраста дома, состояния сетей, этажности и даже диаметра труб. Но расчет этот был грубым, в чем и смогли убедиться жильцы многих ветхих домов — там счетчики просто начали учитывать фактические теплопотери.
Но при этом счетчики же могут просто
Я вам со всей ответственностью могу сказать, что приемка этих приборов учета — процедура строго регламентированная. И специалисты «Теплосети», которые эти приборы учета принимают, они проверяют все досконально — и наличие проектной документации, и то, как прибор учета настроен, сверяют все настройки с заводскими параметрами. И говорить о том, что прибор учета неверно настроен — некорректно.
Татьяна Шарапина, начальник тепловой инспекции МП «Калининградтеплосеть»

О каком «неверно настроенном» оборудовании тогда может идти речь? Самом разнообразном, установленном внутри ваших домов. «Пожилые» здания чаще всего снабжены элеваторными (механическими) узлами отопления. В новостройках обычно стоит автоматика, которая умеет даже регулировать температуру теплоносителя в зависимости от внешних погодных условий. В некоторых домах могут стоять регуляторы температур (как на отопление, так и на горячую воду). В теории, они должны снижать объемы теплоносителя (подавать его лишь при необходимости) и позволять жильцам экономить на отоплении и горячей воде. Но некорректная работа приборов приводит к обратному эффекту — перерасходу тепловой энергии и росту коммунальных платежей. По заверению представителей муниципального предприятия, это и произошло в доме на Земельной, жильцы которого одними из первых пожаловались на гигантские счета. Но теплопункт дома может быть разрегулирован в самых различных вариациях, так что выяснить, в чем именно проблема, смогут только специалисты.
И кто должен настраивать это самое оборудование? Зависит от ситуации. Варианта три, но первое звено — ваша управляющая компания. Она может заниматься обслуживанием самостоятельно, но зачастую там просто нет таких специалистов. Тогда УК или нанимает частную компанию в качестве подрядчика, или заключает договор на обслуживание с «Теплосетью». У муниципального предприятия это удовольствие стоит 2,5 тыс рублей с дома в месяц (если оборудование новое, модульное) или 1,3 тыс (если старое, элеваторное). У частников цена обычно ниже, но в нее не всегда входит выезд аварийной бригады.
Стоп. Но счетчики и в декабре стояли. Почему повышение стало настолько заметным именно в январе? Тут, как говорится, см. пункт 1: месяц выдался особенно холодным по сравнению с тем же декабрем. Само по себе это могло бы стать не критичным, но сработали все три фактора.
А нельзя ли просто отказаться от счетчиков и вернуться к нормативу? Ответим кратко — нельзя. Не позволяет федеральное законодательство. К тому же, для домов, где должен стоять счетчик, но его по
Но есть же дома, где приборы учета нельзя установить технически? Да, есть так называемые «транзитные» дома — через которые тепловые трубы идут к другим зданиям. Или бывают случаи, когда у нескольких домов общий тепловой пункт. Закон предусматривает установку прибора учета коммунального ресурса, потребляемого только одним конкретным домом. И в названных выше случаях счетчик поставить нельзя. Считайте, им повезло.
Но в некоторых случаях у горожан все же есть выбор — ставить счетчик или нет? Его себе могут позволить только жители домов, где потребление ниже нормативного показателя, то есть меньше 0,2 гигакалории в час. Условно говоря, дома небольшие. Например, у усредненной пятиэтажки этот показатель примерно равен 0,4 гигакалории в час (0,2 на отопление и 0,2 на горячую воду). Усредненный портрет дома, где возможен выбор — ниже четырех этажей, не более трех подъездов и желательно нет горячей воды, а стоят бойлеры. Хотя есть и пятиэтажки с низким потреблением.
Может, на нас просто «вешают» долги
И что же делать? Единственное, что можно сделать — разбираться с собственной управляющей компанией, требуя проверить и настроить отопительное оборудование. И ждать лета, когда разорительный отопительный сезон закончится сам собой.
Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»