В Калининграде с новой силой разгорается скандал вокруг благоустройства улицы Баранова, подготовка к которому началась на днях. Предприниматели, работающие на Центральном рынке, утверждают, что их никто не предупредил о перекрытиях и что они терпят от этого убытки. Пока что работы на огороженном участке решено приостановить.
В конце марта в Калининграде в рамках подготовки к форуму «Среда для жизни: всё о жилье», который должен пройти в мае, московский институт «Стрелка» провёл серию публичных лекций и воркшопов, посвящённых архитектуре и градопланированию. В том числе Антон Сагаль рассказал о своём
О существующем положении
Существующее положение, наверное, хорошо вам знакомо, потому что многие люди там постоянно ходят и хорошо представляют, что это вообще — улица профессора Баранова. Причем ее участки очень разнообразны. Если смотреть между университетом и торговым центром «Акрополь» — это совершенно другая картина по сравнению с участком между рынком и бывшим Домом техники (ТЦ «Эпицентр — прим. ред.). Мы здесь можем наблюдать, что не только проблемы разнятся, но и сам характер пространства отличается, тот же масштаб очень сильно отличается. Либо присутствие в том или ином виде
Я делаю акцент именно на общественном пространстве, потому что, по моему мнению, и не только по моему мнению, общественные пространства сегодня — это действительно то, что становится архитектурой сейчас, и это важно понимать архитекторам. Это архитектура, которая требует соответствующего внимания и, возможно, таких риторических вызовов, попытки переворачивать наше восприятие. Особенно, как мне кажется, это актуально для постсоветских городов с нашими пространствами, с нашими пустотами, с нашим потенциалом, про который все говорят, но который очень часто звучит «пусто», потому что дальше потенциала мы никуда не движемся. Мне кажется, особую роль, особенно в постсоветских городах, могут и должны играть общественные пространства.
Часть Баранова от площади Победы до Иванникова
Я попытался решить проблему взаимоотношений между сквером и тротуаром, потому что сейчас сквер немного вылезает на тротуар, линия тротуара непонятна. И мне показалось важным сделать эти ограничения, решив тем самым и входы в сквер, и плюс ко всему разместить места для отдыха, как запрограммированные, так и не запрограммированные — например, возможность присесть на ограждение, которое может использоваться неформально.
Переходя к дороге, к проезжей части, предложение было опустить тротуар на несколько сантиметров вниз, чтобы сделать эту поверхность единой. Там проводятся
Перемещаемся к торговому центру. И здесь я бы хотел заострить внимание на присутствующей проблеме в наших городах, что часто цокольные этажи находятся выше уровня земли. Точнее, не цокольные, ведь они уже будут приподнятые. В частности, здесь — не знаю почему — цокольный этаж был спроектирован выше. С одной стороны, это было проблемой, с другой стороны, это помогло обозначить, каким образом может это здание контактировать непосредственно с поверхностью. И была идея, решив эту разницу, создать
[Мы использовали] современные фонари. Мы постоянно рефлексируем и размышляем на тему присутствия памяти в Калининграде, но в данном случае, например, там существуют исторические фонари. Нам показалось, что если мы будем использовать
Пространство заметно меняется. Очень простой профиль, но оно функционирует совершенно
Часть между ТЦ «Акрополь» и корпусом КГТУ
Следующее пространство — между торговым центром «Акрополь» и университетом (КГТУ — прим. ред.). Принципиально важно, что этот университет практически невидимый. Сколько я жил в Калининграде, я практически не замечал его. Мне показалось важным его обозначить и как раз сделать пространство, которое бы работало именно на этот университет, соединяло между собой как торговый центр «Акрополь», так и университет. И я попытался представить это пространство таким образом. Кстати говоря, в левом углу я разместил кафе, которое назвал «Черничный кот», потому что одна моя хорошая подруга, которая обладает, к сожалению, не очень хорошим зрением, постоянно проезжала на автобусе в одном месте по городу, и видела название «Черный кот», и говорила: «Какое классное кафе — „Черничный кот“», потому что не могла его разобрать. Потом приблизилась и разочаровалась, потому что это стало скучно. И я подумал, что было бы классно это вставить, потому что это Калининград, это я чувствую. И когда я делаю это изображение, я в
Идея заключалась в чем? Важным аспектом была поверхность, но начнем с того, как это пространство работает сейчас. Мы имеем дорогу, достаточно хорошо выложенную брусчаткой, шириной в 13 метров, и она даже не всегда заполняется автомобилями. Совершенно непонятно, какую функцию она несет. Тротуары очень маленькие, в определенных местах прерываются. Предложение же было перейти к схеме, где пространство становится единым, где машины занимают свою роль, свою площадь, используют ее функционально, потому что есть гигантская парковка внутри торгового центра «Акрополь». И совершенно спокойно через это пространство они попадают наверх. Но основной акцент делается
Другой важный аспект этого пространства, возвращаясь к теме брусчатки, которая так важна в Калининграде, — мне задавали вопрос: «Как думаешь, как воспримет твое предложение торговый центр „Акрополь“? Потому что они вкладывали деньги в эту дорогу, потому что они реализовывали ее. И они будут не очень рады тому, что ты пытаешься сейчас взять и все изменить, убрать их дорогу». Это был очень хороший вопрос. Я подумал и сказал: «Они должны, наверное, поблагодарить нас, потому что мы предлагаем напротив их здания создать общественное пространство. Мы знаем, какая конкуренция среди торговых центров в Калининграде, и, возможно, они прекратят пытаться имитировать изнанку, город внутри себя, и начнут инвестировать во внешние пространства, которые находятся вокруг них. Возможно, это станет их конкурентным преимуществом. Эта идея, в принципе, понравилась моему собеседнику, и мы поэтому остановились на таком решении.
Плюс ко всему, я предложил использовать ту брусчатку, которая есть, но как бы расширить ее на все существующее пространство. Естественно, ее не хватало, поэтому в дополнение мы предложили заполнить пустоты при помощи бетонных плит. Если будут необходимые инвестиции, то это может быть и гранит. Но смысл в том, чтобы использовать уже существующие материалы, и попытаться придать им дополнительную ценность, через которую мы сможем дать дополнительную ценность всему пространству.
Опять же деревья, велопарковки, все модные штуки. Лавочки. Мы продумывали, как это может быть. Нам не было очень интересно ставить там обычные лавочки. Нам было интересно сделать там нечто необычное и слегка выходящее за обыденное восприятие. Лавочка, которая в то же время может быть и пространством, и подиумом. То есть нечто большее. Задать
Часть между «Эпицентром» и Центральным рынком
Из «шанхая» в руины: что происходит с Центральным рынком и вокруг него
В чем была основная идея? Давно уже у нас дискуссия в калининградском обществе по поводу того, что необходимо
Плюс очень важный элемент — деревья. Идея была в чем? Протесты всевозможные, связанные с брусчаткой, протесты всевозможные, связанные с вырубкой деревьев, отсутствие структурных элементов, как деревьев, в городской среде калининградской навело на тот факт, что возможно нам нужно попытаться создать
Что мы предлагаем? Мы предлагаем освободить пространство. Естественно, оставить зоны для парковок, но отчасти их сместить, отчасти оставить на них пространство вдоль линии дороги, создать променад, создать
Участок у башни Врангеля
Предпоследний участок, очень важный — завершение этого красного променада. Мы не могли обойти стороной два очень важных здания, самых главных здания этой улицы. Самое важное — конечно, башня Врангеля, хотя можно спорить. Напрашивалось решение создать
Решили зеленую парковку существующую озеленением, кустарниками, которые слегка ее огораживают. Была проделана достаточно сложная и серьезная работа с островами, то есть безопасностью и прочим.
Озёрный проезд
И завершающий участок — это Озерный проезд. К сожалению, там снесли очень красивое здание и строят
На самом деле не так много нужно изменить. Посадить несколько деревьев и разграничить зоны ответственности, отгородить немножко дорогу. В принципе, газоны уже существуют. Надо просто дать им немного пространства и привести все это в порядок.
Опять же, кладка клинкерной плитки отличается от предыдущих участков. Мы задаем новый ритм, постоянно в
Пара слов о велодорожках
Там 5 метров променад между двумя деревьями, и там места хватит всем. Не обязательно эту дорожку чертить, а важно создать пространство, которым будут пользоваться. Люди договорятся, как его использовать.
Дорожки — это важно, и это нужно, но это не должно быть самоцелью. Мы сместили акцент на том, что это такой променад. Но это не исключает того, что им могут пользоваться велосипедисты. И, как вы показали, совершенно потрясающую способность и пересечение трудной местности. Я думаю, что будет вполне комфортно.
Текст — Татьяна Зиберова, фото — Глеб Леонов, институт «Стрелка», презентация предоставлена КБ «Стрелка»