Выданной на 2023 год Литвой в квоты на перевозку через свою территорию в Калининградскую область цемента вполне достаточно, чтобы в регионе не возникло дефицита этого стройматериала. Об этом во время своего рабочего выезда 20 февраля рассказал журналистам глава регионального министерства строительства Сергей Черномаз.
«Я бы не воспринимал это как много или мало, а воспринимал это просто как цифру — вот это 239 тысяч тонн. <...> Я могу сказать, что она [квота на цемент] достаточная. Объясню почему. У нас есть механизм по субсидированию морской перевозки по цементу. В прошлом году мы его обкатали. <...> Поэтому, если будет дополнительный запрос, цементом мы будем обеспечены 100%. В настоящий момент, тот запрос, который есть от производителей, также обеспечен. В январе мы, наоборот. искали потребителей цемента — кому еще цемент нужен. Потому что понимаете, да, производство цемента — это не тот процесс, который „вкл“ и „выкл“. То есть это клинкер, подача, измельчение, хранение, потом доставка и все прочее. И когда „Евроцемент“ изучал потребность вообще на ближайшие месяца два, то от наших потребителей заявок не оказалось», — сообщил Черномаз.
Министр напомнил, что в 2022 году квоты на ж/д транзит в регион грузов в регион были «примерно такими же», как в нынешнем году. «Главное, чтобы это не приводило в определенном секторе экономики к каким-то спекулятивным историям. В тот момент [в 2022 году] у меня там была масса обращений, что цемента нет. Но когда я отправлял по всем складским помещениям торговых центров свою оперативную группу из правительства, то они приезжали и говорили: „Ну, да, цемент есть, только его как бы дозировано выставляют в продажу“. После того, как мы провели эту работу с ТЦ, они выставили этот цемент на продажу. И вы помните, буквально во второй половине 2022 года пошли к снижению стоимости, потому что исчез вот этот искусственный дефицит», — пояснил Черномаз.
Вопрос о возможном строительстве в Калининградской области завода по производству цемента власти уже неоднократно обсуждали с бизнесом, отметил глава министерства. По его словам, площадки позволяют настроить такое производство, однако пока все равно все упирается в необходимость доставки в Калининград тех или иных материалов из других регионов РФ: «Допустим для меня, что цемент привезти и здесь его реализовывать или использовать в своих производственных мощностях, что клинкер привезти, а потом здесь изготовить цемент — все равно что-то нужно будет привозить. То есть, как правило, все цементное производство находится возле той базы, которая дает тебе возможность с точки зрения недропользования что-то поднимать, что-то извлекать, что-то производить. Вот тогда эта продукция имеет свою конкурентоспособность».
О рентабельности такого производства могла бы идти речь, если, например, найдется удобный по логистике не российский поставщик клинкера, полагает Черномаз: «Но эта тема обсуждается не первый год. И как всегда, как только появляется какой-то игрок, который говорит, что я хочу построить здесь какой-то завод, мы также все равно приходим к рынку тех средневзвешенных стоимостей цемента, которые есть в России. А если мы здесь покупаем по такой же цене, как в России, то вопрос: зачем строить завод?».
В 2023 году Литва существенно снизила квоту на перевозку санкционных грузов через свою территорию в Калининградскую область и обратно. Теперь установлена квота в 2,89 млн тонн, а это почти на 7% меньше, чем в 2022 году, когда было разрешено провезти 3,1 млн тонн. В этом году в регион разрешено провезти 420 тыс. тонн древесины и изделий из нее, цемента, удобрений, предметов роскоши и других товаров, 710 тыс. тонн угля и угольной продукции, 50 тыс. тонн строительных материалов, химической и промышленной продукции и других товаров, 78 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов и 520 тыс. тонн железа и стали.
В конце 2022 года губернатор Антон Алиханов высказывал опасения, что Литва может снизить квоты на железнодорожный транзит в регион из-за отказа некоторых поставщиков от грузоперевозок этим видом транспорта.
© 2003-2025